- МУЗЫКА для детей
произведения нар. и проф. композиторского творчества, специально предназначенные для дет. восприятия или исполнения. Однако дета слушают, поют и играют не только М., созданную специально для них; круг муз. лит-ры, доступной детям, значительно шире. Общение детей с М., сочинённой не специально для них, является нормальной формой постепенного естественного овладения ими богатством муз. культуры, оказывает положит. воздействие на их развитие, расширяет духовный и эстетич. кругозор.
Обществ. потребность в выделении для детей «своего» муз. иск-ва, постоянно совершенствуясь и развиваясь, отражает сегодня фактически почти всё многообразие жизни, все её Значит. стороны и проблемы: любовь к родной стране, общение с природой и нравств. мир личности, прошлое своего народа и сферу личностного общения, высокие гражд. чувства и тонкие душевные состояния. В сфере М. для детей существуют содержат, ограничения, т.е. то, что отрицательно сказывается на психике ребёнка: трагедийность, эротика, чрезмерная эмоциональная напряжённость и т. п. Дет. М. постоянно расширяла свою жанровую сферу, включая самые разнообразные вокальные (от песни до кантаты и оратории), инструментальные (от небольшой пьески до инструментального концерта и симфонии) и театральные (от муз. сказки до балета и оперы) жанровые формы. Столь же значительна эволюция выразит, средств М.
М. для детей имеет ряд особенностей. Это, во-первых, пед. направленность произведения для детей. Так, песня может воспитывать сочетанием муз.-эмоционального воздействия и текста, в к-ром содержится гражд. или нравств. пример; инструментальная пьеса часто бывает специально ориентирована на то, чтобы познакомить ребёнка с определёнными муз. средствами воплощения и раскрытия прекрасного, активизировать его образно-ассоциативную деятельность; песня и инструментальная пьеса могут быть использованы для развития и совершенствования исполнит, возможностей ребёнка. М. для детей отличают стремление к простоте образного муз. языка, к определённости муз. идеи, использование изобразит., танцевальных, звукоподражательных элементов и т. п. М. для детей отличают ограничения, связанные с рецептивными и исполнит, возможностями ребёнка. Так, в вокальной М. учитывается специфический, лишь постепенно расширяющийся диапазон и скромный динамич. уровень дет. голосов; в инструментальной М., предназначенной для дет. исполнения, ограничения связаны с величиной и силой рук, ростом ребёнка и т. п.
История М. для детей начинается в глубокой древности. Есть сведения об единичных авторских песнях для детей, относящихся к периоду античности (неск. дет. песен было сочинено греч. поэтом, певцом и композитором Пиндаром, 522—422 до н. э.). Возникнув в недрах нар. песенного творчества, дет. песни бытовали как сами по себе, так и в качестве необходимых составных частей игр, сказок, хороводов. Различают нар. дет. песни, создаваемые и исполняемые взрослыми для детей (обычно для самых маленьких), — байки, потешки, потягушки, колыбельные и складывающиеся и существующие в среде детей постарше — считалки, дразнилки, перевертыши (небылицы), а также перенимаемые у взрослых песни календарного цикла, получающие игровое значение (колядки, заклички и т. п.). В ср. века в Европе дет. песни исполняли бродячие музыканты. До нашего времени дошли старинные нем. дет. песни «Птички все слетались к нам», «Прилетела птичка», «Ты, лиса, гуся стянула» и др. Рус. старинные дет. песни напечатаны в сборнике нар. песен 18 в. В. Ф. Трутовского, И. Прача (1790).
В 18 в. в европ. странах началась проф. композиторская деятельность для детей. Инструментальная М. как самостоят. сфера сочинения и исполнения ставила задачу обучения игре на муз. инструментах, с этим связано появление первых произведений пед. назначения. Такова «Клавирная книжечка» (в рус. изд. «Нотная тетрадь») Вильгельма Фриде-мана Баха, к-рая содержит разнообразные пьесы И. С. Баха, сочинённые им для 9-летнего сына. К первым классич. образцам муз. лит-ры этого ряда принадлежат «Упражнения для клавесина» Д. Скарлатти (названные позже сонатами), сочинённые им для португ. инфанты, к-рую композитор учил клавирному иск-ву.
Мн. лёгкие сонаты, вариации и пьесы иных жанров были написаны представителями венской классич. школы — И. Гайдном, В. А. Моцартом, Л. Бетховеном с пед.-инструментальными целястике и техн. трудности пьесы, начиная с — «Фортепианной азбуки» Е. ф. Гнеси-ной и «Капельных пьесок» Слонимского и кончая достаточно развёрнутыми рондо, вариациями и сонатинами. Издана «Фортепианная музыка для детей и юношества» (1970—76) Кабалевского. В её 13 выпусках-тетрадях содержатся произведения практически всех жанров: программные пьесы разл. масштабов, рондо и вариации, прелюдии с фугами и сонатины, сюиты и фантазии (в камерном жанре — «Весенние игры и танцы», «Лирич. напевы», для фп. с оркестром — фантазия на тему песни «Школьные годы»).
Распространены альбомы дет. пьес, продолжающие традиции Шумана и Чайковского: «Дет. музыка» Прокофьева, «Альбом пьес для детей» Г. В. Свиридова, альбомы А. И. Хачатуряна, В. С. Ко-сенко, С. Я. Вольфензона, Э. М. Там-берга, Б. А. Чайковского, Щедрина, А. Я. Эшпая, Р. С. Леденёва. В 1979—87 изд-во «Сов. композитор» выпустило серию сб. «Дет. альбомы сов. композиторов», куда вошли циклы пьес авторов из республик. Пьесы из «Джазового альбома» И. В. Якушенко знакомят детей со стилевыми этапами истории джаза. Элементы джазовой музыки включены в нек-рые дет. пьесы Слонимского, О. Н. Хромушина. Образные, увлекательные и педагогически целесообразные фп. пьесы в 2 и 4 руки написаны Ф. Амировым, Ба-невичем, Вольфензоном, Г. Г. Галининым, С. А. Губайдудлиной, Иорданским, Ю. Н. Корнаковым, К. С. Сорокиным, Г. С. Фридом, В. И. Цытовичем.
В 20-е гг. возникла и стала активно развиваться дет. М. для струнных, духовых, нар. инструментов (М. А. Бак, В. М. Блок, А. В. Самонов, Смирнова и др.). Широко используются в практике «24 дет. пьесы» для скрипки и фп. Кабалевского. В 50—80-х гг. созданы многочисл. инструментальные ансамбли — фп. трио, струнные и духовые квартеты, ансамбли менее привычных составов.
Выделяется жанр инструментального концерта, сочетающий в себе возможности активной пед. работы с юным музыкантом и концертного исполнения в широкой аудитории сверстников исполнителя. Жанр ведёт своё начало от триады «юношеских» концертов Кабалевского — для скрипки и оркестра (1948), для виолончели и оркестра (1949), для фп. и оркестра № 3 (1952), сравнительно несложных в техн. отношении, доступных и привлекательных как для исполнения, так и для дет. восприятия. Юным музыкантам и слушателям адресованы Концерт № 2 для фп. с оркестром Шостаковича, Юношеский концерт для фп. с оркестром Вольфенсона, концерты А. М. Баланчивадзе (№ 3), Г, А. Гасанова (№ 1), Пионерский концерт Н. И. Сильванского (с эпизодом на тему «Марша юных пионеров» Кайдан-Дешкина) и скрипичный концерты Ю. Р. Андрееваса, К. С. Сорокина и др.
Симфонич. сказка «Петя и Волк» (1936) Прокофьева, завоевавшая всемирную популярность, своеобразно сочетает развлекат. и дидактич. аспекты: следя за развитием занимат. сюжета, слушатели знакомятся с тембрами и характерными интонациями осн. инструментов симфонич. оркестра.
Программность — непременное свойство симфонич. музыки, обращённой к дет. аудитории. Сложность строения, обобщённый характер образов и протяжённость симфонии трудны детям, поэтому их немного и адресованы они, как правило, подросткам и ст. школьникам. Таковы, напр., три программные симфонии Т. А. Чудовой — «Как закалялась сталь» (№ 1), «Тимур и его команда» (№ 2) и «Молодая гвардия» (№ 3). Ориентация на дет. восприятие определяет пре-им. обращение к жанру сюиты с её членением на непродолжит. образно-самостоят. части: «Дет. сюита» Чемберджи, сюита «Зимний костёр» Прокофьева, «Пионерская сюита» А. И. Петрова, «Конёк-Горбунок» Цытовича, «Лесные картины» Парцхаладзе. В композиторских орг-циях работают муз. комиссии для детей и юношества. Все филармонии имеют дет. отделы, а на телевидении и радио при дет. муз. редакциях постоянно действуют худож. советы. В муз. изд-вах учреждены редакции муз., уч. и просветит. лит-ры.
В 20 в. возрос. интерес к муз. творчеству для детей у заруб. композиторов. В 20—30-е гг. Барток создал «Микрокосмос» — своеобразную фп. школу в 6 тетрадях (153 пьесы и 33 упражнения к нек-рым из них), к-рая вводит ученика в мир совр. музыки с её ладогармонич., ритмич., фактурным разнообразием. Венг. композитор сохранил прочные связи с нар. основой музыки. «Нар. мелодии» для фп. В. Лютославского — изобретат. обработки, в к-рых дети находят точное воспроизведение песенных напевов разных областей Польши, обогащённое изысканными, подчас неожиданными контрапунктами, гармониями. Л. Пипков в своих сборниках фп. пьес знакомит юных исполнителей и их слушателей с ритмич. сложностями, характерными для болг. нар. песни. Дет. песни X. Эйслера естественно сочетают в себе элементы рев. песни с индивидуальным почерком композитора. Хоровая дет. музыка Эйслера, напр. «Вудберий-ский хоровой сборник», адресована хорошо подготовленным коллективам. Дет. хоры 3. Кодая и Бартока, продолжающие традиции венг. фольклора в совр. манере изложения, более разнообразны: наряду со сложными среди них есть и доступные детям мл. возраста. Много М. для детей написано К. Орфом, разработавшим специфич. систему дет. муз. воспитания и подготовившим для неё 5-томное собрание песен, танцев, пьес, упражнений «Шульверк» («Schulwerk»; «Музыка для детей», дословно — шк. труд, шк. работа, 1930). В дальнейшем он создал также сб. «Музыка для юношества». Один из методов работы Орфа - театрализация занятий как средство вовлечения детей в муз. деятельность. Ряд композиторов за рубежом именно в муз. театре видят средство привлечения детей к музыке. В 1930 состоялась премьера дет. оперы-игры П. Хиндемита «Мы строим город». Ещё более непосредственно вовлекает детей в игру Б. Бриттен в опере «Маленький трубочист, или Давайте ставить оперу» (1949), а затем в пьесе-мистерии «Ноев ковчег» для юношеских и дет. голосов, дет. хора, камерного ансамбля и дет. оркестра (1957). Бриттену принадлежит и оригинальный «Путеводитель по оркестру для молодёжи», к-рый должен исполняться с пояснениями дирижёра об оркестровых группах и отд. инструментах во время их звучания.
В странах Зап. Европы и Америки Значит. число произведений для дет. голосов и хоров создаётся на тексты духовного содержания и нередко предназначается для исполнения в церкви.
Вопросы, связанные с М. для детей, находят отражение на конференциях Междунар. об-ва по муз. воспитанию при ЮНЕСКО (созд. в 1953).
Лит.: Асафьев Б. В., Рус. музыка о детях и для детей, в его кн.: Избр. труды, т. 4, М., 1955; Сац Н. И., Дети приходят в театр, [М., 1961]; P з я н. к и и а Т., Композиторы — детям, Л., 1962; Г о л д с н-штейн М., Очерки из истории пионерской песни, Л1963; Томпакова О., Книга о рус. музыке для детей, М- — Л., 1966; Блок В., Музыка Прокофьева для детей, М., 1969; Сосновская О., Сов. композиторы детям, М., 1970; Попова Т. В., Основы рус. нар. музыки, М., 1977; Т о л-ченова Н. П., Идем за синей птицей, М., 1983; Они пишут для детей. Сб. ст., в. 1—4, М., 1975—88; Braun H. Untersuchungen zur Typologie der zeitgenossischen Schul- und Jugendoper, Rogensburg, 1963; Contemporary music for schools, Wash., 1966; Gregor V., Ceska av Slovenska hudebne dramaticka tvorba pro deti, Ostrava. [1966]; Gundlach W., Die Schulliederbucher von Ludwig Erk, Koln. 1969.
M. И. Ройтерштейн.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.