- МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ детей и подростков
в Рос. Федерации осуществляется на основе системы гос. и обществ. мероприятий, направленных на охрану здоровья матери и ребёнка. Призвано создавать наиб. благоприятные условия для воспитания детей, их физич., интеллектуального и нравств. развития.
Первые дет. амбулатории с платной мед. помощью были созданы во 2-й пол. 19 в. при крупных больницах Петербурга и Москвы. Тогда же по инициативе Н. Ф. Филатова и др. врачей стали открываться на благотворит. средства первые дет. консультации, часть из них имела молочные кухни.
После Окт. революции для контроля за сан. состоянием школ и здоровьем подростков при Наркомпросе созданы Гл. школьно-сан. совет и отдел шк. санитарии и гигиены (с 1918 отдел охраны здоровья детей и подростков Наркомздрава РСФСР).
31 янв. (13 февр.) 1918 Нар. комиссариатом гос. призрения был издан декрет об организации комиссии по охране младенчества, к-рым предусматривалось создание единой гос. системы охраны материнства и младенчества (с 1920 в ведении Наркомздрава). Пост. СНК РСФСР от 4 янв. 1919 был создан Совет защиты детей. В 20-е гг. открывались дет. консультации, осуществлявшие леч.-профи-лактич. работу с детьми до Злет (в 1925 в РСФСР было 372 консультации для детей). Помощь детям ст. возраста оказывали дет. амбулатории. В 30—40-е гг. в дет. консультациях и амбулаториях были организованы приёмы врачей-специалистов. С 1948 началось объединение дет. консультаций и амбулаторий в единые дет. поликлиники.
Система организации мед. помощи детям состоит из трёх тесно связанных звеньев: поликлиника, больница, санаторий. Ведущая роль принадлежит дет. поликлинике. Она призвана обеспечить организацию и проведение профилактич. мероприятий (в т. ч. динамич. наблюдение за здоровыми детьми; профилактич. осмотры и диспансеризация; профилактич. прививки в установленные сроки и др.); леч.-консультативную помощь на дому и в поликлинике (в т. ч. специализированную); направление детей на лечение в условиях больницы, на восстановит, лечение в санатории, отбор детей в специализиров. дет. ясли-сады, лесные школы и др. уч.-воспитат. учреждения санаторного типа; леч.-профилактич. работу в дошк. учреждениях и школах; проведение противоэпидемич. мероприятий (совм. с сан.-эпидемиологич. станцией); правовую защиту детей.
Дет. поликлиники работают по участковому принципу. Участковый врач-педиатр наблюдает за здоровьем и развитием ребёнка от рождения до 14 лет (на одном участке — 800 детей). Подростки 14—18 лет наблюдаются в подростковых кабинетах в составе поликлиник для взрослых, медико-сан. частей, больниц (1 врач и 1 медсестра на 1500 подростков, на фельдшерских здравпунктах—1 фельдшер на 500 подростков). Наряду с общими принципами в организации мед. обслуживания подростков имеются нек-рые особенности: обследование состояния здоровья подростков в связи с профориентацией, подготовкой к срочней воен. службе, занятиями спортом; контроль за условиями режима учёбы и труда подростков на произ-ве и в уч. заведениях — школах, ПТУ, техникумах и т. д. Врач ведёт работу и по сан. просвещению. Диспансерный метод предусматривает организацию ежегодных профилактич. осмотров врачом-педиатром (подростковым терапевтом) и врачами-специалистами, необходимых лабораторно-диагнос-тич. и функциональных исследований. Регулярные профилактич. осмотры позволяют своевременно выявить отклонения в состоянии здоровья и начать лечение.
Мед. работник дет. дошк. учреждения проводит осмотр вновь поступивших детей, плановые профилактич. осмотры, контролирует проведение профилактич. прививок; осматривает детей при подозрении на острое заболевание и находящихся в изоляторе; следит за организацией питания (детям в возрасте до 1 года назначает индивидуальное питание), занятий физкультурой и закаливающих процедур. Медсестра выполняет антропометрию, мед. назначения врача, оказывает довра-чебную помощь в случае острого заболевания или травмы, профилактич. прививки и др.
Шк. врач осуществляет контроль за режимом учёбы, трудового обучения, физич. воспитанием, определяет мед. группу для занятий ребёнка физкультурой в зависимости от состояния его здоровья, ведёт диспансерное наблюдение за детьми с выявленными отклонениями в состоянии здоровья, обеспечивает проведение непосредственно в школе необходимых леч.-оздоровит. мероприятий.
В связи с переходом к обучению детей с 6-летнего возраста особое внимание уделяется организации мед. обслуживания детей 1-го года обучения, преемственности в леч.-оздоровит. работе дошк. учреждений и школ. Своеобразие организации мед. обслуживания детей в школах-интернатах и дет. домах обусловлено постоянным проживанием в них детей. Для детей шк. возраста, нуждающихся в длит. лечении, организованы санаторно-лесные школы. Они обслуживают детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, хронич. неспецифич. заболеваниями органов дыхания, нек-рыми формами туберкулёза, психоневрологич. и нек-рыми др. заболеваниями.
В целях профилактики нек-рых тяжёлых заболеваний и их осложнений, предупреждения перехода болезни в хронич. или затяжную форму детей направляют в специализиров. дет. санатории или на курорты (см. Курорты детские). Дети с лёгкими формами заболевания направляются в уч.-воспитат. учреждения санаторного типа или в санатории для родителей с детьми.
Лит.: Гребешева И. И., Организация лечебно-профилактич. помощи детям, М., 1977; Анищенко К. Н., У с т и и о-вич А. К., Организация мед. помощи детям, М., 1979; Антропова М. В., Гигиена детей и подростков, M., с. 33 — 44. И. И. Гребешева.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.