- МАРИТЕН Жак
(18.11.1882, Париж, — 28.4.1973, Тулуза), франц. философ и педагог, виднейший представитель неотомизма. Окончил Сорбонну; с 1914 проф. философии Парижского ка-толич. ин-та. В 1933—44 работал в Ин-те ср. веков в Торонто (Канада). В 1945—48 посол Франции в Ватикане. Преподавал в Принстонском (проф. в 1848—66) и Колумбийском ун-тах (США).
М. возглавлял течение либерального неотомизма. Нек-рые церк. идеологи обвиняли его в отступлении от католич. ортодоксии. Но именно М. в Значит. мере предвосхитил тот «новый курс», к-рый стал осуществляться Ватиканом с сер. 50-х гг. 20 в.
Наряду с разработкой филос. и социология, проблем изложил и обосновал пед. концепцию неотомизма. Согласно М., идейной основой педагогики должен стать «интегральный» гуманизм, к-рый, в отличие от «антропоцентрического», распространяющего иллюзию о всемогуществе человеческого разума, рассматривает человека как несовершенное существо, нуждающееся в постоянном руководстве со стороны «божественного провидения». Осуждая тоталитаризм и расизм, выражая тревогу в связи с ростом юношеской преступности, девальвацией духовных ценностей и моральной деградацией части молодёжи, М. связывал эти явления непосредственно с упадком религ. влияния. Из этого следовало, что необходимо систематически приобщать детей к религии, сделать глубокую веру в бога их органич. внутр. потребностью, ибо только на такой основе возможно подлинно нравств. воспитание. По утверждению М. принцип строгого разграничения и одновременно органич. сочетания «истин разума» и «истин веры» должен быть «начертан над входом в любое учебное заведение».
В разработанной им модели уч. плана ср. школы предусматривался, наряду с основами совр. наук, обязательный и обширный курс теологии. Без этого, по мнению М., нельзя глубоко уяснить закономерности обществ. развития, поскольку многие совр. полит. и идеологич. конфликты уходят своими корнями в религ. борьбу и теологич. дискуссии.
В отличие от наиб. радикальных католич. идеологов, требовавших немедленной денационализации школ и передачи их в ведение церкви и религ. об-в, М. признавал, что религ. идеология не занимает монопольного положения в совр. мире. Поэтому в рамках нац. систем образования возможно сосуществование конфессиональных и светских уч. заведений.
Соч.: Humanisme integral, Р., 1936; Pour une Philosophie de leducation, P., 1959; Oeuvres (1912—1939). [Brux., 1975]; Oeuvres (1940—1963), [P.], 1979.
Лит.: Bars H., Maritain en notre temps, P., 1959; Peces-Barba Martinez G., Persona, sociedad, estado. (Pensamiento social у politico de Maritain), Madrid, 1972.
Б. Л. Вульфсон.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.