ЛИТТ Теодор

ЛИТТ Теодор

(27.12.1880, Дюссельдорф, — 16.7.1962, Бонн), нем. философ и педагог, один из основоположников «педагогики культуры». Учился в Боннском и Берлинском ун-тах. В 1904—18 преподавал в гимназиях, в 1914—17 работал в департаменте просвещения Мин-ва культов Пруссии. Проф. ун-тов Боннского (1919 и с 1947) и Лейпцигского (1920—37; 1945—47). В период фаш. диктатуры досрочно ушёл на пенсию.

Осн. пед. идеи сформулировал в трудах «Мысли о культуроведческом принципе обучения» («Gedanken zum kulturkundlichen Unterrichtsprinzip», 1925), «Руководить или растить?» («"Fuhren" oder "wachsenlassen"», 1927), «Самопознание человека »(«Selbsterkenntnis des Menschen», 1938) и др. Последователь духовно-ист. школы В. Дильтея, идеи к-рого трактовал в духе неогегельянства. В педагогике видел опосредующее звено между культурой и «воспитат. действительностью» — одну из наук о духе, постигающих его социально-культурную целостность. По Л., культурологич. ориентация педагогики предполагала содержат, анализ как духовной организации отд. личности, так и состояния культурной общности. «Педагогика культуры» призвана, по Л., открыть перед человеком «иррациональную конкретность» жизненной действительности и дать личности ист. осознание своей уникальности, охватывающей осн. тенденции становления целостного «нац. духа». В обучении Л. противопоставлял пассивному рациональному познанию предметного мира природы (к-рое он видел у позитивистов) активно-личностный подход к ценностям духовной культуры. Акцентировал внимание на гуманитарном образовании. Методом пед. познания считал интерпретацию «воспитат. феномена», проявляющуюся в переживании, в т. н. вхождении в язык, нравственность, иск-во и др. «объективации духа». Воспитание Л. определял как личностный перенос идеального содержания от человека к человеку и как «духовное становление» в совм. жизни с людьми. В «педагогике культуры» Л. видел прежде всего «методику мышления», направленную на «высвечивание» воспитат. эффекта. Л. особое внимание уделял взаимодействию образования и политики («организованной воли гос-ва») и теоретически обосновывал необходимость полит. воспитания молодёжи бурж. гос-вом. Оказал Значит. влияние на формирование офиц. доктрины воспитания в ФРГ, а также на социально-критическую педагогику и пед. антропологию.

Соч.: Die Philosophie der Gegenwart und ihr Einflu? auf das Bildungsideal, Lpz.; Das Bildungsideal der deutschen Klassik und die moderne Arbeitswelt, Bonn; Padagogik und Kultur. Kleine padagogische Schriften, 1918—1926, Bad Heilbrunn, 1965.

Jlum.: Sinn und Geschichtlichkeit. Werk und Wirkungen Theodor Litts, hrsg. von J. Derbo-lav [u. a.], Stuttg., 1980. В. Б. Куликов.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Смотреть что такое "ЛИТТ Теодор" в других словарях:

  • Литт Теодор — (Litt) (1880 1962), немецкий философ и педагог, представитель неогегельянства, отчасти  философии жизни. Исследовал исторические формы образования и его особенности в условиях современной технической цивилизации. * * * ЛИТТ Теодор ЛИТТ (Litt)… …   Энциклопедический словарь

  • Литт Теодор — Литт (Litt) Теодор (27.12.1880, Дюссельдорф, ≈ 16.7.1962, Бонн), немецкий философ идеалист и педагог. Профессор в Бонне (с 1919, затем с 1947) и Лейпциге (1920≈37 и 1945≈47). Работы Л. посвящены преимущественно вопросам культуры, социологии,… …   Большая советская энциклопедия

  • ЛИТТ —         (Litt) Теодор (1880 1962) нем. философ, проф. в Бонне (с 1919, затем с 1947) и Лейпциге (с 1920). Сочетал неогегельянство в духе т.н. философии жизни с феноменологией Гуссерля и неокантианством. Работы Л. посвящены преимущественно… …   Энциклопедия культурологии

  • ЛИТТ — (Litt) Теодор (род. 27 дек. 1880, Дюссельдорф – ум. 1962) – нем. представитель философии культуры и педагог; с 1920 по 1937 и с 1945 по 1946 профессор в Лейпциге, затем – в Бонне, представитель неогегельянства. Применил дильтеевский метод… …   Философская энциклопедия

  • ЛИТТ (Litt) Теодор — (1880 1962) немецкий философ и педагог, представитель неогегельянства, отчасти философии жизни. Исследовал исторические формы образования и его особенности в условиях современной технической цивилизации …   Большой Энциклопедический словарь

  • Литт Т. — ЛИТТ (Litt) Теодор (1880–1962), нем. философ и педагог, предст. неогегельянства, отчасти философии жизни. Иссл. ист. формы образования и его особенности в условиях совр. техн. цивилизации …   Биографический словарь

  • ЛИТТ (Litt) Теодор — (Litt) Теодор (1880–1962), нем. философ и педагог, предст. неогегельянства, отчасти философии жизни. Иссл. ист. формы образования и его особенности в условиях совр. техн. цивилизации …   Биографический словарь

  • Литт — (Litt)         Теодор (27.12.1880, Дюссельдорф, 16.7.1962, Бонн), немецкий философ идеалист и педагог. Профессор в Бонне (с 1919, затем с 1947) и Лейпциге (1920 37 и 1945 47). Работы Л. посвящены преимущественно вопросам культуры, социологии,… …   Большая советская энциклопедия

  • ЛИТТ — (Litt) Теодор (27.12.1880, Дюссельдорф, 16.7.1962, Бонн), нем. философ и педагог, один из основоположников «педагогики культуры». Учился в Боннском и Берлинском ун тах. В 1904 18 преподавал в гимназиях, в 1914 17 работал в департаменте… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Литт (Litt), Теодор — (1880 1962)     немецкий философ и педагог, один из основоположников педагогики культуры . Преподавал в гимназиях. Профессор Боннского (1919 и с 1947) и Лейпцигского (1920 37, 1945 47) университетов. Осн. педагогические идеи сформулировал в… …   Педагогический терминологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»