- ЛЕРНЕР Исаак Яковлевич
[22.3(4.4). 1917, Деражня, ныне в Хмельницкой обл. Украины], педагог, акад. РАО (1992, ч.-к. АПН СССР с 1990), д-р пед. наук (1971), проф. (1990). Заслуженный деятель науки РСФСР (1987). В 1939 окончил ист. ф-т МГУ. С 1937 преподавал в пед. вузах Москвы, Мичуринска, Воронежа и др. С 1959 в системе АПН: в 1964—70 возглавлял лабораторию дидактики гуманитарного образования, а в 1972—74 — лабораторию формирования мировоззрения в НИИ общего и по-латехн. образования. С 1970 в лаборатории общих проблем дидактики НИИ ОП. Л. развил теорию проблемного обучения. Раскрыл дидактич. основы и разработал систему методов обучения, к-рая охватывает информац.-рецептивный, инструктивно-репродуктивный, эвристич., исследовательский, проблемного изложения и метод соотнесения каждого акта обучения с потребностями и мотивами учащихся. Раскрыл связь между методами обучения, ррганизац. формами, средствами и приёмами обучения. Обосновал состав и структуру содержания образования, адекватные социальному опыту, выделив в них кроме знаний, умений и навыков опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. В 1985—89 разработал целостную концепцию уч.-воспитат. процесса как системы. Предложил концепцию базового содержания общего образования (1990—91). В 1985- 1991 руководил разработкой теории построения совр. шк. учебника.
Соч.: Содержание и методы обучения истории в V — VI классах веч. (сменной) школы, М., 1963; Проблемное обучение,
М., 1974; Процесс обучения и его закономерности, Ми980; Дидактич. основы методов обучения, М., 1981; Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории, М., 1982; Теоретич. основы содержания общего ср. образования, М., 1983 (ред. и соавт.); Теоретпч. основы процесса обучения в сов. школе, М., 1989 (соред. и соавт.).
И. К. Журавлёв.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.