- КРУПСКАЯ Надежда Константиновна
[14(26).2.1869, Петербург, — 27.2.1939, Москва], гос. и парт, деятель, теоретик и организатор сов. педагогики и системы нар. образования, д-р пед. наук (1936), поч. ч. АН СССР (1931). Окончила жен. гимназию кн. A. A. Оболенской с золотой медалью (1886), а затем пед. класс при ней. Поступила на Бестужевские курсы (1889), к-рые оставила через полгода. Проработала 5 лет в Смоленской воск-ресно-вечерней школе для рабочих в Петербурге. В 1901 написала статьи «Обществ. сторона пед. вопросов» и «Школа и жизнь».
По окончании ссылки (1901) уехала за границу. В эмиграции изучала заруб. и отеч. лит-ру по вопросам теории и истории педагогики, пед. психологии, организации и состояния нар. образования в России, Великобритании, Германии, США, Франции, Швейцарии и опыт уч. заведений. Выступала со статьями (1909—17) в пед. журналах «Свободное воспитание и свободная школа», «Русская школа», «Просвещение». В обобщающей работе «Нар. образование и демократия» (изданной в 1917 и в течение 10 лет остававшейся единственным сов. пособием по истории школы и педагогики, написанным с марксистских позиций) впервые прокомментировала взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса на педагогику, показала ист. корни трудовой школы и совр. подходы к трудовому воспитанию учащихся, высоко оценила амер. систему образования и пед. идеи нем. социал-демократов. Однако в анализе К. деятельности Г. Кершенштейнера и нек-рых др. педагогов проявилась гипертрофия значения классового подхода, были проигнорированы позитивные пед. процессы в России 1913—17.
После возвращения в Россию (апр. 1917) занималась созданием организации пролетарской молодёжи, составила проект Устава союза рабочей молодёжи.
С нояб. 1917 работала в Наркомпросе; была зам. наркома, пред. Главполитпро-света (1920—30), пред, науч.-пед. секции ГУСа (1921—31).
В 1917—20 участвовала в создании системы нар. просвещения и разработке основополагающих док-тов: «Положения о единой трудовой школе РСФСР» и «Основных принципов единой трудовой школы» (1918). Отстаивала идеи отеч. педагогов о демократизации управления нар. образованием (выборность учителей, передача дела просвещения органам самоуправления) и предложила создать Советы по нар. образованию для привлечения общественности к делу нар. образования. По мнению К., последоват. демократизация должна вести к гуманизации шк. жизни, ориентации на интересы и потребности общества и личности, к полному раскрепощению школы. Она отказалась от принципа «автономии школы» и развивала идею школы как гос.-обществ. учреждения, считая, что воспитание и развитие личности должно направляться гос-вом при самом активном участии трудящихся. В условиях Гражд. войны эти требования не были реализованы.
В 20-е гг. К. привлекла к науч. деятельности педагогов П. П. Б донского, Н. Н. Иорданского, Н. В. Чехова, С. Т. Шацкого и др. Созданная под её руководством науч.-пед. секция ГУСа стала теоретич. центром сов. школы и педагогики.
К. особо подчёркивала роль школы как центра воспитат. работы с населением по повышению его общей культуры. Она определяла воспитание как планомерное воздействие на подрастающее поколение с целью формирования гражданина. Не отрицая важную роль свободного проявления личностью своей индивидуальности, считала, что личностное начало призвано отражать в себе принципы и нормы обществ. устройства.
Под общим руководством К. коллективом науч.-пед. секции ГУСа были разработаны программы, позволившие сов. школе уже к нач. 30-х гг. обеспечить широкий обществ.-полит. кругозор и общее развитие учащихся. Шк. образование рассматривалось как единая система знаний, умений и навыков, тесно связанных с потребностями социально-полит. и культурного развития страны. При активном участии К. были проведены в 20-х — нач. 30-х гг. многочисл. пед. съезды, конференции, совещания. Редактировала пед. журн. «На путях к новой школе» (1922- 1933), публиковалась в «Нар. просвещении», «Нар. учителе», «Внешкольнике» и др. изданиях. В 1931—35 возглавляла Об-во педагогов-марксистов. Выступления К. отличались принципиальной постановкой вопроса, популярностью и доходчивостью. Статьи К., посвящённые взглядам В. И. Ленина на просвещение, положили начало пед. лениниане.
Изучая проблемы шк. образования на рубеже 20—30-х гг., в политехнизме видела целостную систему, включающую в себя изучение науч. основ произ-ва, организацию труда, выработку умений и навыков работы с орудиями труда и воспитание черт и качеств, соответствующих потребностям индустриального производства.
С особым вниманием К. относилась к разработке теоретич. основ деятельности дет. и юношеских орг-ций. В брошюре «РКСМ ибойскаутизм» (1922) показала позитивные стороны методики скаути-нга и возможности её использования дет. коммунистич. группами. В 1-й пол. 20-х гг. определила важнейшие принципы построения пионерской орг-ции: пионеры, проявляя себя в творчестве, общественно полезном труде, в обществ. активности, стремятся изменить жизнь к лучшему; атмосфера романтики, игры стимулирует эмоциональную сферу их деятельности.
С К. связано становление теории и практики дошк. воспитания. Семью рассматривала как первичную ячейку общества, воспитывающую будущих граждан. К важным пед. принципам образования взрослых К. относила единство и взаимосвязь воспитат. влияний, выражавшиеся в систематичности, непрерывности, планомерности, всесторонности развития; взаимодействие всех средств воспитат. воздействия.
В подготовке учителя К. считала основным связь пед. теории и практики, ориентацию на политехн. обучение и трудовое воспитание учащихся.
Мировоззрению К. в 20-е гг. были свойственны переоценка роли труда в образовании, превышение значения классовых интересов над демократическими и общечеловеческими в оценке пед. явлений, нетерпимость к пед. инакомыслию и расхождению с марксистской идеологией. В нач. 30-х гг. К. пыталась противодействовать адм.-командной системе, бороться с разжиганием классовой борьбы в уч. заведениях, выступала против исключения из школ детей, родители к-рых были репрессированы. В 1-й пол. 30-х гг. руководство партии начало кампанию по вытеснению К. из Наркомпроса. К. была вынуждена ограничиться разработкой вопросов библиотечного дела. Во 2-й пол. 30-х гг. продолжала пропагандировать ленинское наследие в области нар. образования как противовес сталинизму. Обращалась с письмами в ЦК партии (1936- 1939), в к-рых выступала против ослабления трудового воспитания и общественно полезной работы учащихся. Пед. наследие К. не изучено в полной мере.
Соч.: Пед. соч., т. 1—11, М., 1957—63; Пед. соч., т. 1—6, М., 1978—80.
Лит.: Руднева Е. И., Пед. система Н. К. Крупской, М., 1968; Пед. взгляды и деятельность Н. К. Крупской, под ред. Н. К. Гончаровой, М., 1969; Л и т в и н о в С. А., Н. К. Крупская. Жизнь, деятельность, пед. идеи, К., 1970; О Н. Крупской. Воспоминания, очерки, статьи современников, М., 1988; Н. К. Крупская. Библиография трудов и лит-ры о жизни и деятельности, [кн. 1—2], М., 1969—73. М. В. Богуславский.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.