- КАРМАН MOP
(1843, Сегед, — 1915, Будапешт), венг. педагог. Окончил филос. и филол. ф-ты Венского ун-та (1866). В 1869 стажировался в семинаре Т. Циллера в Лейпциге. Св. 40 лет (с 1871) преподавал педагогику, этику и психологию в Будапештском ун-те, где по его инициативе были созданы ин-т для подготовки учителей ср. школы и опытная гимназия. Одновременно (с 1783) гл. секретарь Гос. совета просвещения Венг. королевства и гл. редактор (1873—82) журн. «Magyar Tanugy» («Венг. образование»), созданного при его содействии. Сторонник пед. идей И. Ф. Гербарта, отстаивал идею формального образования. Выступал за светский характер обучения и за гос. руководство образоват. учреждениями, к-рое рассматривал как важный фактор реализации идеи единой школы. Был одним из ведущих авторов нового уч. плана для венг. гимназии (1879); в нём предпринял попытку комплексно решить задачи воспитания с учётом разл. возможностей личности в обучении, уровня фи-зич. и нравств. развития. Предлагал строить систему обучения на основе ценностей нац. культуры. Уч. план гимназии, а также метод. работы К. в течение неск. десятилетий определяли работу ср. уч. заведений в Венгрии.
Соч.: Pedagogiai dolgozatai rendszeres osszeallitasban, kot. 1 — 2, Bdpst, 1909; Ko-zoktatasugyi tanulmanyok, kot. 1 — 2, Bdpst, 1906 — 11; A kozoktatas egysege es a tanulmanyok szervezete, Bdpst, 1911.
Лит.: A magyar neveles tortenete. A feu-dalizmus es a kapitalizmus koraban, Bdpst, 1968. Д — П. Мансгеелед.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.