- ВОЛЬФ Фридрих Август
[15.2. 1759, Хайнроде (Гейнроде), близ Норд-хаузена, — 8.8.1824, Марсель], нем. педагог, филолог, один из основоположников совр. классич. филологии. Чл. Прусской АН с 1808. С 1777 учился в Гёттин-генском ун-те. Преподавал в гимназии. Проф. ун-тов в Галле (1783—1806) и Берлине (с 1810). В труде «Изложение науки о древностях» (1807) охарактеризовал содержание, объём, цели и значение классич. образования. Труд В. конкретизировал применительно к практике ср. школы воспитат. идеал неогуманизма. Гл. задачу гимназий определял как сообщение учащимся знаний, к-рые «делают не учёным, а образованным и просвещённым человеком». Разработал уч. план классич. гимназии с преподаванием религии, истории, географии, математики, естеств. истории, физики и химии. В программе выделял обучение древним языкам, способное, по В., передать учащимся богатое духовное содержание антич. культуры, развить память, способности суждения и др. навыки, эстетич. вкус. В гимназистах видел избранных представителей нации, подлинными наставниками к-рых должны быть поэты и мыслители Др. Греции — Гомер, Платон и др. Вместе с тем настаивал на внимании к латыни как к языку, передавшему современности достижения антич. культуры.
В 1787 в своём филол. семинаре впервые начал целенаправленно готовить учителей для классич. гимназий (ранее преподавателями в гимназиях становились выпускники теологич. июрид. ф-тов). Включил в их подготовку наряду с латинским др.-греч. язык. Составил инструкцию для гимназич. учителей, в к-рой особо подчёркивал такие качества педагога, как высокое нравств. понимание своего долга, тактичность, преданность профессии.
Соч.: Uber Erziehung, Schule, Universitat, Quedlinburg-Lpz., 1835; Darstellung der Altertumswissenschaft nach Begriff, Umfang, Zweck und Wert, hrsg. von Ch. Kirsten und K. Zeisler, B, 1985.
А. И. Пискунов.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.