- ВОДОВОЗОВ Василий Иванович
[27.9 (9.10).1825, Петербург, — 17(29).5.1886, там же], педагог и методист-словесник. По окончании ист.-филол. ф-та Петерб. ун-та (1847) преподавал словесность в Варшавской и (с 1851) 1-й Петерб. гимназиях. Одновременно в 1860—62 по приглашению К. Д. Ушинского работал в Смольном ин-те. После отстранения от преподавания (1866) вследствие усиления реакц. курса МНП В. продолжал лит.-пед. деятельность.
В ходе обществ. дискуссий нач. 1860-х гг. выступил с критикой системы нар. образования в России, исказившей, по убеждению В., изначально плодотворную идею общегуманного развития личности. Реформу обучения связывал с освоением «реального» или «практического» метода, опиравшегося на науч. методы познания: свободное исследование, строгую последовательность в рассмотрении материала, индуктивные приёмы анализа. Содержание метода конкретизировалось в шк. практике в зависимости от внутр. логики предмета. «Реальный» метод был направлен на воспитание инициативы и творческой самостоятельности. В мл. классах это связывалось с распространением наглядного обучения (использование природного окружения ребёнка, опора на его эмоциональное восприятие действительности, связь с трудом и т. п.). В «Книге для первонач. чтения в нар. школах» и пособии к ней — «Книге для учителей» В. разработал систему упражнений и аналитич. бесед, последовательно охватывавших все этапы нач. обучения.
В предложенном В. проекте создания 8-летней общеобразоват. общедоступной гимназии на «реальный» метод опиралось обучение не только естеств.-науч. дисциплинам (круг к-рых был значительно расширен), но и гуманитарным. Составил программу преподавания отеч. словесности, предусматривавшую последоват. переход от формирования представлений о частях речи в процессе наглядного обучения (1—2-й кл.) к систематич. усвоению рус. грамматики, обогащённой сопоставлением с др.-рус. формами и совр. европ. языками (3—4-й кл.). Основой лит. образования становился тщательный разбор идейно-худож. особенностей отд. произведения, его социальной и ист.-культурной обусловленности. Методика лит. анализа строилась на системе вопросов, охватывавших разл. стороны текста и стимулировавших исследоват. интерес учащихся («Словесность в образцах и разборах», 1868). В курсе поэтапно сменялись: сравнительное стилистич. изучение творчества одного писателя (5-й кл.), сопоставление произведений рус. и заруб. лит-ры внутри тематич. групп (6—7-й кл.) и история рус. лит-ры (7 — 8-й кл.). В учебниках «Древняя рус. лит-ра от начала грамотности до Ломоносова» (1872) и «Новая рус. лит-ра (ст Жуковского до Гоголя включительно)» лит. процесс представлен В. как смена направлений и становления реализма, связанные с обществ. эволюцией и развитием нац. самосознания.
Творческая природа «реального» метода предполагала принципиальное изменение характера воспитат. отношений, отказ от традиц. авторитаризма. Развитие у ребёнка активности, самостоятельности и тем самым чувства ответственности способствовало бы, по В., взаимной поддержке и содействию в дет. коллективе.
Успех шк. реформы В. связывал с демократизацией системы нар. образования. Выступил против адм. характера создаваемых училищных советов, настаивал на широком представительстве в них учительства, контроле со стороны общественности, реальном расширении прав этих органов. Считал необходимым создание гибкой образоват. структуры, исключающей чрезмерную централизацию и однообразие. Её важнейшим звеном должна была стать ориентированная на местные потребности общества школа, в к-рой В. предусматривал рсширенное изучение естеств.-науч. и практич. дисциплин: физики, химии, хоз. архитектуры, физиологии, нач. технологии, землеведения. Особое значение придавал сел. школе, связывая с ней надежды на экон. и социальное возрождение рус. деревни.
Проведение подобной реформы образования требовало от учителя высокой нравств. культуры, творчества, бережного и чуткого отношения к детям. Сел. преподаватель для В. — «подвижник», «цельное лицо», с разнообразной и самоотверженной помощью к-рого могут быть удовлетворены умственные и нравств. запросы крестьянина. Для этого учителю помимо общеобразоват. предметов следует овладеть агрономией, вести собств. образцовое х-во, разбираться в медицине, технологии местных промыслов.
В русле общей просветительской политики В. предполагал развитие разл. форм внешк. образования. В 1861—62 руководил организованной им воскресной жен. школой при 1-й Петерб. гимназии, к работе в к-рой привлекались воспитанницы Смольного ин-та. В целях быстрого осуществления просветительской программы В. предлагал использовать систему взаимного обучения. Для обучения взрослых в нар. школах составил и издал «Рус. сказки в стихах» (1883), «Элементарные рассказы из физики и химии (1873), участвовал в подготовке и выпуске популярных книг для нар. чтения.
Соч.: Избр. пед. соч., М., 1958 (библ.); Избр. пед. соч., М. 1986.
Лит.: Семевский В., В. И. Водовозов, СПБ, 1888; Аранский В. С., Пед. деятельность и пед. взгляды В. И. Водовозова. М., 1953; Лебедев П., В. И. Водовозов. К 150-летию со дня рождения, НО, 1976. N 1. Д. А. Ермаков.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.