- ЭССЕНЦИАЛИЗМ
(англ. essentialism, от лат. essentialis - сущностный, существенный, необходимый), течение в пед. теории США. Возникло в 30-х гг. 20 в. как попытка преодоления конфликта между прогрессивизмом (см. Прагма-тистская педагогика) и ставшими к этому времени традиционными утилитаристскими подходами к организации шк. образования.
В отличие от последователей Дж. Дьюи, критиковавших предметное обучение с позиций педоцентризма, эссенциа-листы выступали за структурное построение программ шк. образования на основе оправдавших себя в практике дисциплин. Центр. место среди них должно занять отражение «сущностных вещей». Эта концепция противоречила конъюнктурным попыткам организовать обучение в русле непосредственных и утилитарных интересов учащихся. Осн. лозунгом Э. стало развитие шк. образования на устойчивой предметной базе, исключающей снижение академич. стандартов обучения как следствие чрезмерного увлечения свободой выбора уч. предметов.
Концепция Э., первоначально сформулированная У. Бэгли, отличалась острой критикой педагогики «приспособления к жизни»; негативным результатом её внедрения стало в нач. 20 в. оттеснение на второй план передачи систематич. знаний и напряжённой уч. работы в угоду принципам педоцентризма.
По мнению теоретиков Э. (Ф. Бэббит, Т. Бриггс, Г. Моррисон, И. Кэндел и др.), императивом шк. образования всегда остаётся приобщение возможно большего числа учащихся к таким знаниям, к-рые отражают наиб. важные достижения науки и культуры, а также осн. нравств. и гражд. ценности, провозглашаемые амер. обществом. Такие «сущности» имеют значение для формирования личности и для расширения духовных горизонтов всей молодёжи, что способствует объединению общества. Т. о., школа играет роль социально-стабилизирующего фактора и вносит свой вклад в сохранение и продолжение культурного наследия.
Др. лейтмотивом Э. было неприятие количеств, расширения массового шк. образования за счёт снижения качества стандартов обучения. В этой связи они критиковали «неправильное понимание» требований демократии и равенства шансов на образование, в результате чего шк. программы и уровень преподавания искусственно опускались до наименьшего, а наиб. способные учащиеся оказывались в стенах школы без достаточной пищи для ума. Тем самым эссенциалисты выступили против периферийных образоват. и социальных ориентиров в образовании, заслоняющих подлинные его цели и перспективы.
Идеи Э. развивал влиятельный Совет по базисному образованию (The Gouncil for Basic Education; СБО), основанный в 1956 А. Бестером и Г. Фуллером в целях обеспечения «высоких академич. стандартов» в школах США. СБО настаивал на «адекватном преподавании» базовых интеллектуальных дисциплин, особенно англ. языка, математики, естеств. наук, истории и иностр. языков всем учащимся за исключением умственно отсталых. Программной декларацией СБО предусматривались чёткие критерии успеваемости учащихся, их перевода из класса в класс, а также представление наиб. способным из них возможности самостоят. прохождения уч. курсов. Пед. образование должно ориентировать будущих учителей на глубокое проф. знание конкретных дисциплин и новейших их достижений.
По мнению специалистов из СБО, нек-рые уч. дисциплины обладают «генерирующей силой». К ним относятся предметы, к-рые «имеют дело с языком, будь то родной язык или иностранный; с формами, геометрическими фигурами и числами; с законами природы и прошлым цивилизации, а также с состоянием нашего общего дома Земли» (К. Фэди-мен), тогда как др. дисциплины лишены подобной «силы».
В 80—90-х гг. развитие идей Э. связано гл. обр. с предложениями и концепциями М. Адлера и группы его сторонников (Д. Равич, Ч. Е. Финн, А. Блум, Е. Хирш и др.) по реформе образования, включающими рекомендации относительно создания общенац. прототипов интеллектуально насыщенных шк. программ на основе фундаментальных дисциплин в противовес идеологии узкопрофильной предпроф. подготовки учащихся.
Лит.: В с s t o v A., The restovation of learning, N. Y., 1955; Council for basic education. The case for basic education: a program of aims for public schools, Boston, 1958; Postman N., Teaching as a conserving activity, N. Y., 1979.
В, Я. Пилиповский.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.