- ПОЛЬЗА
ценностное понятие, отражающее положит. значение предметов и явлений в их отношении к чьим-либо интересам; в более строгом смысле — характеристика средств, необходимых для достижения заданной цели. Нечто признаётся полезным, если: а) отвечает чьим-то интересам, б) обеспечивает достижение поставленных целей, в) позволяет получить результаты, близкие этим целям (способствует успешности действий) и г) с наименьшими затратами (способствует эффективности действий). Как и др. ценности практич. сознания (успех, эффективность, целесообразность, преимущество и т. п.), П. представляет собой относительную ценность в отличие от высших ценностей (добра, прекрасного, истины, совершенства). П., как правило, связывается с богатством, властью, наслаждением, здоровьем, навыками и умениями, трудом. Принятие П. в качестве ценностной ориентации порождает серьёзные нравств. противоречия в том случае, когда П. трактуется как благо вообще или как моральное добро.
В исторически раннем или неразвитом (т.е. внутренне недифференцированном) ценностном сознании понятие П. исчерпывается значением удовлетворения жизненных потребностей. Во всех дока-питалистич. обществах стремление к П., как и к наживе, осуждалось. наиб. ценными признавались блага, доставшиеся в наследство, в результате дара или благодеяния, по случаю. Развитие товарного произ-ва и денежного х-ва определило формирование иных ценностных ориентации; в рамках экономических, вещных отношений П. — приоритетная ценность, ключевой принцип деятельности. наиб. типичным выражением пользо-ориенти-рованной деятельности является предпринимательство, направленное на достижение прибыли посредством произ-ва товаров и предоставления услуг, к-рые, во-первых, необходимы обществу в лице разл. частных потребителей и, во-вторых, способны конкурировать с аналогичными товарами и услугами, предлагаемыми др. производителями. Т. о., принцип П. проявляет всеобщую взаимозависимость человека как носителя частного интереса с др. людьми и, следовательно, его сориентированность на общественно значимые ценности. В рамках отношений пользования (как взаимопользования) сориентированный на П. индивид видит цель в себе, а в других лишь средство; однако, нуждаясь в товарах и услугах, к-рыми обладают другие, он вынужден вступать в обмен с ними, предлагая то, чем владеет сам, иными словами, он сам предстаёт в качестве средства для удовлетворения чужих целей. С возрастанием правового регулирования экон. отношений в капиталистич. обществах, в особенности с сер. 20 в., негативные стороны обществ. отношений, основанных на взаимопользовании и конкуренции, существенно ограничиваются.
Нравственно-гражд. значение принципа П. определяется тем, что он позволяет установить масштаб обществ. значимости индивидуального поведения и тем самым ограничить эгоистич. своеволие. Не случайно, именно на основе отношений взаимопользования появляется реальная возможность для провозглашения равенства, свободы, справедливости как высших целей обществ. развития. Вместе с тем абсолютизация принципа П., меркантильность разрушают духовные и нравств. основы жизни и препятствуют совершенствованию человека, к-рое возможно лишь на основе бескорыстного и милосердного отношения человека к др. людям. Р. Г. Апресян.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.