ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

вид дополнит. проф. образования, обновление и углубление полученных ранее проф. знаний, совершенствование деловых качеств работников, удовлетворение их образоват.потребностей, связанных с проф. деятельностью.

В Рос. Федерации становление системы П.к. относится к сер. 20-х гг. В 1925 в Москве созданы первые Курсы директоров предприятий, обучение на них рассматривалось как часть мер по формированию резерва адм и хоз руководителей Уч заведения П.к. вскоре стали действовать во мн отраслях х-ва, в их числе были 11 промакадемий (ев 3 тыс чел), Высшие экон.курсы и ф-ты особого назначения при вузах. Регулярное П.к. постепенно распространялось на многочисл. категории работников, в т.ч. врачей, учителей и др. В СССР с кон. 60-х гг. П.к. охватывало руководящих работников и специалистов промети, стр-ва, транспорта, связи и торговли В системе П.к. кадров создавались отраслевые и межотраслевые ин-ты, ф-ты и курсы На П.к. направлялись лица со средним, ср. спец. и высшим образованием. Срок обучения с отрывом от работы, как правило, 1—2 мес, без отрыва от работы — 3—6 мес, в зависимости от должностной категории С 1977 руководящие работники и специалисты нар. х-ва были обязаны проходить П.к. не реже одного раза в 6 лет. В кон. 80-х гг. в СССР насчитывалось 356 ИПК и ин-тов усовершенствования, 188 их филиалов, в 560 ф-тов при вузах, ев 600 курсов при мин-вах, ведомствах, орг-циях и учреждениях В качестве перспективы рассматривалась задача создания единой гос. системы П.к. Ежегодно в системе П.к. обучалось ок 3 млн чел, в уч процессе было занято ев 60 тыс преподавателей, среди них 70% — специалисты с учеными степенями и званиями. Однако в условиях экстенсивного развития произ-ва, адм -командной экономики, номенклатурного подхода к подбору и расстановке кадров деятельность системы П.к. была излишне формализована и не всегда эффективна.

Переход к экономике рыночного типа в Рос. Федерации потребовал нового осмысления принципа целевой направленности П.к. как удовлетворения образоват.потребностей Совр. система П.к. представляет собой совокупность уч заведений (подразделений) разл. органи-зац -правовых форм, а также органов управления ими, и — и учреждений и информац. служб, реализующих дополнительные проф. образоват.программы.

Организац. -метод руководство и координацию деятельности уч заведений системы дополнит проф. образования осуществляет гос. к-т Рос. Федерации по высшему образованию Создан (1992) Координац совет по повышению квалификации и переподготовке руководителей и специалистов.

В 1994 в системе дополнит проф. образования действовали 7 академий, 190 ИПК, межотраслевых региональных центров, высших школ управления, 108 ин-тов усовершенствования учителей и врачей, 297 ф-тов при вузах, более 140 разл. курсов и школ В уч заведениях занято ев 2 тыс штатных преподавателей (в т.ч. дера наук, профессора — 3%, доценты — 67%) и ев 27 тыс преподавателей на условиях почасовой оплаты труда.

Осн. направлениями П.к. в отраслях экономики стали вопросы предпринимательства, менеджмента, бизнеса, приватизации, внешнеэкон.деятельности.

В уч. процессе широко используются новые пед.и информац. технологии, проблемные лекции, деловые игры, разбор практич.ситуаций. Большое внимание уделяется экон, правовой, экологич.подготовке (к-рая связана с конкретными производств задачами), изучению достижений науки и техники, актуального опыта.

Ежегодно в системе П.к. обучается ок 2 млн руководителей и специалистов.

Подготовка и П.к. рабочих осуществляется на предприятиях, в организациях и учреждениях, а также в у ч заведениях проф. -тех образования и на разл. курсах.

В заруб. странах П.к. специалистов проводится, как правило, на базе вузов, в у ч подразделениях и на курсах, организуемых отд. фирмами. Определенную роль в организации П.к. специалистов играют также проф. ассоциации и т.п.

В Рос. Федерации сложилась многоуровневая система П.к. учителей, руководителей школ и работников органов управления образованием Основополагающие принципы этой системы сочетание общефедеральных подходов с широкой инициативой местных органов управления образованием, непрерывность П.к. на протяжении всего периода пед.деятельности, согласованность и преемственность функционирования разл. звеньев системы П.к., опережающий характер П.к. с учетом перспектив развития образоват.системы, достижений пед.науки и актуального пед.опыта.

Учителя, руководители школ и работники органов нар. образования проходят курсы П.к. при ИПК, ИУУ, пед.вузах, науч. -исследоват.учреждениях РАО Этими же учреждениями проводятся разл. тематич, целевые и проблемные курсы без отрыва от работы. Подобные формы П.к. позволяют в наибольшей степени учитывать индивидуальные интересы и потребности учителей, оперативно оказывать им необходимую помощь, в т.ч. и в устранении недостатков в работе, выявившихся, напр. в ходе аттестации. Содержание П.к. на курсах дифференцируется с учетом пед.стажа, уровня подготовки учителей, типа образоват.учреждений, в к-ром они заняты Педагоги самостоятельно решают вопрос. о выборе тех или иных форм П.к. Продолжительность курсов в зависимости от их целевой установки может варьироваться.

Уч. -тематич планы и программы могут охватывать широкий круг вопросов психолого-пед.наук и методики преподавания отд. уч предметов Используются разл. формы и методы лекции, семинары, практикумы, посещение лучших школ, конференции по обмену опытом и т и Большое внимание уделяется активным методам занятий, проблемно-методологич. лекциям, в ходе к-рых рассматриваются разл. подходы к решению той или иной пед. задачи, демонстрируются результаты науч. исследований, методы их достижения. Одновременно слушателям даются задания для самостоят. проработки. В практику курсовой подготовки вошли методы игрового моделирования, анализ пед. и управленч. ситуаций, организац.-деятельностные и ролевые игры и т. п. Эффективность курсов анализируется в ходе зачётов и защиты рефератов.

П. к. носит целостный и непрерывный характер. Курсовая подготовка неразрывно связана с коллективной метод. работой и самообразованием учителей в межкурсовой период. Непрерывность П. к. может обеспечиваться выполнением докурсовых и послекурсо-вых заданий, к-рые позволяют учителям активно связывать изучение теоретич. проблем с практич. деятельностью, а учреждениям — организаторам П. к. ориентировать самообразование педагогов.

В межкурсовой период осн. формой П. к. учителей является методическая работа. Самообразование — естеств. потребность учителя, обусловленная самой спецификой пед. труда, и призванная обеспечить непрерывность проф. совершенствования. ИПК, ИУУ могут разрабатывать ориентировочные программы самообразования для учителей разл. специальностей. ИУУ и др. учреждения метод. службы направляют самообразование учителей через докурсовые и послекурсовые задания, рекомендации. В помощь самообразованию учителей проводятся групповые и индивидуальные консультации, обзоры новых книг и журнальных публикаций, составляются реко-мендат. указатели лит-ры. Педагоги получают возможность изучить актуальный опыт педагогический, участвовать в опытно-эксперим. работе, привести анализ собств. пед. деятельности.

Непосредств. организация П. к. пед. работников возложена на ИПК и институты усовершенствования учителей.

Лит.: Паначин Ф. Г., Пед. образование в СССР, М., 1975; Худоминский П. В., Развитие системы повышения квалификации пед. кадров сов. общеобразоват. школы, М., 1986. П. В. Худоминский.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ" в других словарях:

  • Повышение Квалификации — вид профессионального обучения работников, имеющий целью повышение уровня их теоретических знаний, совершенствование практических навыков и умений. Повышение квалификации рабочих это обучение, направленное на последовательное совершенствование их …   Словарь бизнес-терминов

  • Повышение квалификации — вид деятельности, обеспечивающий обновление теоретических профессиональных знаний и практических навыков работы в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов по конкретным должностям и профессиям …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • повышение квалификации — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] повышение квалификации Обновление теоретических и практических знаний и навыков специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения… …   Справочник технического переводчика

  • Повышение квалификации — (skills training) Обновление теоретических и практических знаний и навыков специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач …   Экономико-математический словарь

  • Повышение квалификации — Повышение квалификации – процесс непрерывного профессионального образования инженеров строителей, занятых обеспечением производственного контроля промышленных объектов. [СТО 22 06 04] Рубрика термина: Техника безопасности Рубрики… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ — вид профессионального обучения работников, имеющий целью повышение уровня их теоретических знаний, совершенствование практических навыков и умений. Повышение квалификации рабочих это обучение, направленное на последовательное совершенствование их …   Энциклопедия трудового права

  • "Повышение квалификации" — 2.18. Повышение квалификации одна из форм дополнительного повышения образовательного уровня персонала, осуществляемая путем систематического самообразования, проведения производственно экономической учебы, краткосрочного и длительного… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ — ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ. Профиль обучения и форма совершенствования научной, педагогической и методической подготовки преподавателей. Основной формой П. к. п. является самообразование – самостоятельное изучение преподавателями… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЗАОЧНОЕ — ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЗАОЧНОЕ. См. заочное повышение квалификации преподавателей …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Повышение квалификации авиационного персонала — Повышение квалификации этап процесса профессиональной подготовки авиационного персонала, имеющий целью обновление и углубление знаний и умений, направленных на совершенствование профессионального и методического мастерства... Источник: Приказ… …   Официальная терминология

  • повышение квалификации руководящих кадров — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN management development …   Справочник технического переводчика


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»