- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
, процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе уч. -воспитат. работы и направленный на развитие личности ребенка. Взаимодействие — категория философская, отражающая всеобщую сущностную связь всего живого. В пед.науке П.в. выступает и как одно из ключевых понятий и как науч. принцип Пед.осмысление П.в. получило в работах В И Загвязин-ского, Л А Левшина, X И Лийметса, H Чакырова (Болгария) и др.
П в выступает как развивающийся процесс, способствующий становлению личности воспитанника и совершенствующий личность педагога при непременной руководящей роли авторитетного воспитателя. Взаимодействие этих сторон присутствует во всех видах деятельности в познании, игре, труде, общении, его влияние проникает в «ядро» личностных отношений участников, оно пробуждает у воспитанников готовность быть, по словам В. А. Сухомлинского, «воспитуемым» П.в. — сложнейший процесс, состоящий из мн компонентов, самые крупные из к-рых — дидактическое, воспитательное и социально-пед.взаимодействия.
В П.в. — в условиях разл. видов жизнедеятельности детей на конкретных этапах их возрастного развития — выявляются закономерности воспитат. процесса на индивидуальном и др. уровнях П.в. обусловлено и опосредовано уч. -воспитат. деятельностью, целями обучения и воспитания.
В основе П.в. лежит сотрудничество, к-рое является началом социальной жизни людей. Взаимозависимая деятельность людей социальна по своей сути. При традиц.обществ.отношениях взаимодействие, сотрудничество взрослых и детей осуществляется в естеств. условиях труда, т с дети участвуют в нем непосредственно. В совр. обществе отношения воспитателей и воспитанников строятся в значит. степени в интеллектуальной сфере и перенапряжены эмоционально. Требования взрослых дети воспринимают опосредованно и не всегда как необходимые Поэтому П.в. нуждается в спец. организации.
П в играет важнейшую роль в человеческом общении, в т.ч. в отношениях деловых, партнерских, при соблюдении этикета, в проявлении милосердия и т. п.
П в может исследоваться как процесс индивидуальный (между воспитателем и воспитанником), социально-пси-хол (в коллективе) и как интегральный (объединяющий разл. воспитат. воздействия в конкретном обществе). Взаимодействие становится педагогическим, когда взрослый (родитель, педагог) выступает как наставник. Для взрослого участие в П.в. связано с моральными трудностями, т к в отношениях с детьми всегда присутствует соблазн воспользоваться своим возрастным или проф. преимуществом и свести общение с ребенком к авторитарному воздействию. Профессия педагога иногда воспринимается как авторитарная, т к в ней заложены забота, опека, наставничество, стремление передать свой опыт, в ней очень нечетка грань, за к-рой начинается морализаторство, менторство, насилие над личностью У детей наступает ответная реакция — ребенок пытается стать автономным от такого воспитателя, оказывая сопротивление, открытое или скрытое, лицемерное. Опытные, талантливые педагоги обладают особым пед.чутьем и тактом и предвидят возможные осложнения в П.в. Технол. приемам П.в. следует учиться П.в. совершенствуется и развивается по мере усложнения духовного общения и возвышения социальных и интеллектуальных потребностей его участников Результат П.в. соответствует цели воспитания — развитию личности.
Лит Жбанкова И И, Проблема взаимодействия, Мн, 1971, СеменовВ Д, Взаимодействие школы и социальной среды, M, 1986, его же, О педагогическом взаимо действии, «Магистр» 1992, ноябрь, Ч а к -ров H, Педагогическото взаимодействие, София 1980 В Д Семенов
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.