- ОКОН
- (Okori) Винценты (р. 22.1.1914, Хоенец), польск. педагог и психолог, д. ч. Польск. АН (1973). Окончил Лод-зинский ун-т (1946; дер философии с 1948). Проф. Варшавского ун-та (с 1956), декан пед. отделения (1958—60) и зав. каф. дидактики там же. В 1961—72 директор Ин-та пед. исследований, с 1975 пред. К-та пед. наук Польск. АН. Редактор ряда изданий польск. пед. периодики. В дидактике (О. склонен рассматривать её как часть общей теории воспитания)
исследовал фундам. закономерности процесса обучения как «союза преподавания и учения», как совм. деятельности педагогов и учащихся, в к-рую включены содержат, компоненты образования и организующая его среда. Задача дидак-тич. анализа, по О., состоит в рациональном отборе (в соответствии с возможностями учащихся) содержания образования и применении адекватных методов, средств и форм обучения (кн. «Процесс обучения», 1954; рус. пер. 1962). Одним из первых начал разработку теории проблемного обучения («Основы проблемного обучения», 1964; рус. пер. 1968). Итоги многолетнего труда в этой области подведены О. в кн. «Введение в общую дидактику» (1987; рус. пер. 1990), в к-рой рассмотрены с позиций комплексного подхода история и совр. тенденции дидактич. исследований. Автор работ по теории организации образования, в т. ч. общего, истории школы и психол. пед. теории, а также по проблемам педагогики высш. школы. Автор «Пед. словаря» («Slownik pedagogiczny», 1975,19925). Соч.: Proces nauczania, Warsz., 19666; Podstawy wyksztafcenia ogölnego, [Warsz.], 1967; O post§pie pedagogicznym, Warsz., 1970; Eie-menty dydaktyki szkofy wyzszej, Warsz., [1971]; Zarys dydaktyki ogölnej, Warsz., 19704; Szkola wspolczesna. Przemiany i tendencje rozwojowe, Warsz., 1979. B. M. Шетэля.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.