- ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
совокупность общезначимых нравств. и культурных ориентиров, знаний, умений и навыков, достаточных для осознанного и продуктивного участия человека в жизни общества. Общеобразоват. знания служат основой науч. миропонимания; овладение ими содействует развитию познават. способностей и возможностей; они являются фундаментом политехн. и проф. образования. Основы О. о. закладываются в общеобразоват. уч. заведениях. Оно углубляется и расширяется в процессе изучения общеобразоват. дисциплин в проф. и высш. уч. заведениях и в ходе самообразования.
Вариативность организации общеобразоват. уч. процесса опасна снижением уровня О. о. ниже общественно необходимого. Средством предотвращения такой вероятности является гос. стандарт образования, посредством к-рого обеспечивается стабильность уровня О. о., его воспроизводство и развитие, отвечающее тенденциям социального прогресса (см. Стандарты образовательные).
Для учёта и развития индивидуальных способностей и наклонностей учащихся в ср. общеобразоват. и внешкольных воспитат. учреждениях осуществляется дифференцированное (профилированное) обучение желающих. Во мн. случаях оно ориентируется на определённую проф. область. Тем самым, будучи в своей основе общеобразовательным, диффе-ренциров. обучение оказывается одной из нач. ступеней спец. образования.
Общеобразоват. дисциплины составляют самостоятельный и одновременно учитывающий проф. специфику компонент содержания обучения в специальных учебных заведениях всех ступеней.
В. С. Грибов.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.