- НУРМИНСКИЙ
- Сергей Андреевич [13(25).9.1839, с. Владимирское, ныне в Горномарийском р-не Республики Марий Эл, — 26.12.1914 (8.1.1915), Казань], деятель нар. образования, просветитель мар. народа, литератор, этнограф. Окончил Казанскую духовную академию (1864). Был смотрителем и учителем в Николаевском духовном уч-ще в Самарской губ. Инспектор (с 1870) и директор (с 1874) нар. уч-щ Вятской губ.; директор Самарской учительской семинарии (1884—88), Вятской гимназии (1888—1903).
Содействовал созданию и расширению сети школ в мар. селениях, пропагандировал шк. обучение в выступлениях перед крестьянами. Осн. внимание уделял небольшим по числу дворов сёлам со смешанными школами, значительно увеличил охват шк. обучением мар. девочек. С целью подготовки преподавателей для сёл с мар. населением привлекал к обучению в учительских семинариях лучших учащихся-мари; использовал уездные собрания учителей, на к-рых практиковал показат. уроки, разборы учебников и методик преподавания. Пропагандировал систему классного обучения К. Д. Ушин-ского. По инициативе Н. в Вятке было создано земское «Уч-ще для распространения с.-х. и техн. знаний и приготовления учителей» (1872, с 1880 реальное уч-ще).
Сыграл значит, роль в формировании методики одновременного обучения грамоте мар. учащихся на родном и рус. языках по звуковому методу (в сочетании с письмом). Предложил усовершенствовать мар. алфавит, совм. с Н. Ивановым разработал «Букварь для нач. обучения черемисских детей русской грамоте» (1873) с орфографией, приближенной к русской, в к-ром использовал метод, идеи Ушинского. Общие проблемы развития шк. дела в регионах с нерусским населением тесно связывал с улучшением экон. условий быта («Инородческие школы», журн. «Православное обозрение», 1864, т. 14, N° 7—8). В качестве гл. требований к учителю выдвинул наличие доверия к нему со стороны общины, знание местного языка и культурных традиций. Высказался за первонач. обучение чтению на родном языке (с использованием рус. алфавита), создание рус. грамматик на языках нерусских народов. Предложил включить в число нач. дисциплин природоведение, преподаваемое в комплексе с анализом местных верований.
Выступил инициатором издания в Вятской губ. книг на мар. языке. Способствовал становлению мар. худож. лит-ры (ист.-этногр. соч.). Автор статистич. обзоров, в т. ч. кн. «Грамотность населения Вятской губ. на 1883» (1887), «Нар. уч-ща в Вятской губ.», в кн.: «Столетие Вятской губ. 1780—1880» (т. 2, Вятка, 1881).
Лит.: История Вятской гимназии за 100 лет ее существования, сост. М. Г. Васильев, Вятка, 1911; Васи и К. К., Коробов С. А., Рейнфельдт Б. К., Из истории развития фил ос. и обществ.-полит, мысли в Марийском крае (доокт. период), Йошкар-Ола, 1966; Степанов А. Ф., Просветитель С. А. Нурминский, Йошкар-Ола, 19892.
А. Ф. Степанов.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.