- НЕГАТИВИЗМ ДЕТСКИЙ
(от лат nega-tio — отрицание), лишенное разумных оснований сопротивление ребенка оказываемым на него воздействиям, форма протеста ребенка против реально существующего или воспринимаемого как таковое неблагоприятного отношения к нему взрослых или сверстников. Понятие «Н » первоначально употреблялось лишь в отношении патологич.явлений, возникающих при нек-рых психич. заболеваниях. В совр. психологии и педагогике оно употребляется для обозначения любого, кажущегося немотивированным сопротивления чужому влиянию. Н. д. может проявляться в разл. форме в детских капризах, грубости либо в замкнутости, отчужденности. Пассивный Н.д. выражается в отказе выполнять предъявляемые требования, при активном Н.д. дети производят действия, противоположные требуемым. Чаще всего Н.д. встречается по отношению к требованиям, предъявляемым взрослыми без учета потребностей ребенка. Он усиливается при состояниях утомления или перевозбуждения нервной системы. Психол. основой негативных реакций во всех случаях является неудовлетворение ребенком к.-л. существенных для него потребностей социального характера потребности в общении, эмоциональном контакте, в одобрении, уважении. Как реакция на неуспех (в достижении желаемого) негативная реакция является компенсаторной, защитной Она помогает ребенку преодолеть трудную для него жизненную ситуацию.
Слабой формой Н д является упрямство. Однако в отличие от Н.д. оно часто возникает из стремления к самоутверждению. Его не следует отождествлять с настойчивостью — стремлением добиться поставленной цели даже вопреки препятствиям.
Н.д. может быть эпизодическим, но при длительном эмоциональном неблагополучии ребенка он может закрепиться и стать устойчивой чертой характера. Своевременная диагностика эмоциональных отклонений, переживаний ребенка, а также активное включение его в жизнь коллектива могут устранить или значительно смягчить Н. д. Важную роль играет индивидуальный подход в воспитании с учетом особенностей мотивационной и эмоционально-волевой сферы каждого конкретного ребенка.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.