НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

(НИИ), система сведений об объектах и явлениях, используемых для организации и управления уч. -воспитат. процессом, нар. образованием и пед.наукой и распространяемых с помощью спец. изданий и техн средств НПИ связывает и — и и уч. -воспитат. деятельность В ее функции входит изучение запросов и формирование заказов на новые исследования, координация и — и работ между разл. организациями с целью предотвращения дублирования тем, сбор и обработка документов, внедрение и распространение передового пед.опыта

По данным ЮНЕСКО, в мире издается ев 5 тыс пед.журналов Однако материал о теории и истории педагогики, дидактике, школоведению, методике преподавания уч предметов малодоступен пользователям

Осн. источник НПИ — науч. документы, к-рые делятся на первичные и вторичные Первичные документы содержат преим новые оригинальные идеи, науч. сведения, новое осмысление известных фактов в области образования и педагогики К ним относятся книги (кроме справочников), периодич и продолжающиеся издания, науч. отчеты, диссертации, переводы Книги — монографии, труды, посвященные одной проблеме и подготовленные одним автором (или коллективом), сборники статей неск авторов, учебники, материалы науч. конференций, симпозиумов, а также книжные серии (тематич и др) Продолжающиеся издания (сборники трудов без строгой периодичности) выпускаются науч. центрами, как правило, под одним объединяющим названием К периодич изданиям относятся газеты, журналы, общие профессиональные (публикуют информацию из разных областей педагогики) и науч. -методические (содержат не менее 70% публикаций по конкретному профилю) Диссертации, науч. отчеты, депонированные рукописи, неопубликованные документы, материалы передового пед.опыта труднодоступны для пользователей, так как хранятся в архивах учреждений и не тиражируются

Вторичные документы — справочная лит-ра, реферативные журналы, обзоры, каталоги, картотеки, указатели — содержат информацию о первичных документах Реферативные материалы (краткие изложения первичных документов) ориентируют специалистов в потоке информации, привлекают внимание к актуальным теоретич. и практич.проблемам, знакомят с новейшими исследованиями и т о способствуют внедрению науч. достижений Реферат помимо осн. части (раскрывает существенные элементы содержания, осн. идеи и выводы автора) часто включает библиографич. описание, ключевые слова, с помощью к-рых передается осн. содержание документа, формируется его поисковый образ Существуют разл. виды реферативных материалов

Реферативные сборники включают рефераты статей по одной или неск проблемам, опубликованных в малотиражных изданиях, материалах конференций, ученых записках, диссертациях, депонированных рукописях. Они представляют осн. тенденции развития науки и практики, ориентированы на ключевые проблемы, строятся с учетом информац. потребностей специалистов Издаются также рекомендательные библиографич. указатели (см в ст Библиография педагогическая).

Экспресс-информация служит для оперативного обеспечения ученых и практиков сведениями о наиб. важных достижениях педагогики в стране и за рубежом В выпусках помещают логически объединенные сведения о конференциях, совещаниях, симпозиумах, а также законченных и — и работах, рефераты книг или тематич подборок Выпускается неск серий, в т.ч. «Передовой пед.опыт».

Обзор содержит систематизиров сведения о состоянии, тенденциях и прогнозах развития пед.науки и систем образования, включает анализ, оценку и обобщение состояния конкретной проблемы и возможности ее решения.

В рамках сети рос. пед. НИИ действует система избирательного распространения информации (ИРИ), к-рая служит для оперативного доведения до разл. категорий пользователей поступающей НПИ в соответствии с их запросами при постоянно действующей обратной связи Осн. видами информации в этой системе служат информац. сообщения и аналитич. справки, составленные по неск группам источников.

Централизованная регистрация всех вышедших отеч. публикаций проводится Рос. книжной палатой (до 1992 Всес книжная палата, архив ев 65 млн ед печатной продукции, с 1910), в форме выпуска библиографич. карточек и спец. изданий — летописей с тематич рубрикацией и справочным аппаратом Среди них книжная (продолжает выходившую в СССР, с 1920, ведет историю с 1907, еженедельно), журнальных статей (с 1926, еженедельно), газетных статей (с 1936, еженедельно), рецензий (с 1935, ежемесячно) гос. библиографич. указатель «Ежегодник книги России» (продолжает аналогичное издание, выходившее в СССР, с 1925) включает спец. раздел «Образование и пед.науки» Издаются также «Летопись периодич изданий» (1 раз в 5 лет), указатели типа «библиография библиографии» и др. К ним примыкает бюллетень иностр. книг, поступивших в рос. б-ки Ориентирующую роль играют разл. сборники рефератов, каталоги и указатели диссертаций и т и издания.

Отраслевую библиографию отражают текущий (напр., «Лит-ра по пед.наукам и нар. образованию») и ретроспективные указатели (см в ст Библиография педагогическая).

Система НПИ, созданная как подсистема гос. системы науч. -техн информации и координируемая Отраслевым центром науч. информации «Школа и педагогика» (создан в 1974), охватывает рос. библиотеки педагогические, информац. подразделения пед.НИИ и др. Центр проводит исследования в области НПИ, обрабатывает источники для подготовки разл. информац. изданий и системы ее избирательного распространения в стране и за рубежом, в т.ч. издает ретроспективные и текущие указатели пед. лит-ры и документов.

Информац. обслуживание высшей школы осуществляет Отдел автоматизи-ров. технологии информац. обеспечения НИИ высшего образования. Фонд 100 тыс. экз. Специализиров. информац. центром по проблеме проф.-тех. образования является НИИ проф.-тех. образования. Проблемами НПИ в области образования занимается также Ин-т информатизации образования МО РФ и его филиалы. Издаёт (с 1993) научно-метод. журн. «Педагогическая информатика».

Научно-информац. центр заруб. образования занимается вопросами информац.-аналитич. обеспечения процессов академич. мобильности и созданием условий для участия России в междунар. академич. обменах. С янв. 1993 представлен в Совет Европы (секция высшего образования) как рабочий орган Комиссии по эквивалентности при Госкомитете по высшей школе.

Осн. формой хранения информац. ресурсов являются автоматизиров. базы данных. Гл. хранилищем НПИ — Гос. научно-пед. б-ка им. К. Д. Ушинского (см. Библиотеки педагогические).

Среди др. центров, аккумулирующих НПИ: Ин-т науч. информации по обществ. наукам (ИНИОН) Рос. АН, осн. в 1918 (13 млн. ед. хранения), включает базы данных по науковедению, философии, социологии, экономике, истории, разл. проблемам обучения и воспитания и др., св. 1 млн. библиографич. описаний документов. Имеет телекоммуникац. доступ к заруб. базам данных.

Всероссийский научно-техн. центр (ВНТИЦ), содержит информацию о всех проводимых в стране исследованиях. В его фондах сосредоточены микрокопии науч. отчетов, докторских и канд. диссертаций и др., в т. ч. серия «Культура. Народное образование. Педагогика».

Российская книжная палата (архив печати св. 65 млн. ед. печатной продукции, вышедшей на терр. России с 1910 и СССР с 1922—91).

Гос. публичная научно-т с х н. б-ка (ГПНТБ, Москва) представляет пользователям 9 баз данных, в 3 из к-рых содержатся материалы по образованию: системы МАРСИ (Междунар. автоматизиров. системы регистрации сериальных изданий стран — членов МЦНТИ); системы АСПТИ-ЗК (АСНТИ по заруб. книге); системы АИПС-ФАП (Автоматизиров. проблемно-ориентированной информац.-поисковой системы по фонду алгоритмов и программ). Международный центр научной и техн. информации (МЦНТИ; учреждён в 1969, Москва), включает междунар. специализиров. и отраслевые системы. Среди них для исследователей в области педагогики интерес представляет Междунар. специализированная информационная система по научноисследоват. работам (информация об отчётах, завершённых Н.-и. работах, защищенных диссертациях, пакетах прикладных программ и др.). Интеринформ-перевод (Москва) включает неопубликованные переводы книг (а также отд. разделов и глав из них), статей из периодич. и продолжающихся изданий и непериодич. сборников, отчётов о Н.-и. работах и др. Интерфильминформ (Москва) представляет по запросам сведения о законченных науч. фильмах и видеофильмах.

Основу лингвистич. обеспечения автоматизиров. системы научно-пед. информации в России составляет рубрика-тор «Нар. образование. Педагогика». Он предназначен для определения тематики органов НПИ, формирования информац. массивов поиска по рубрикам, включая адресацию запросов.

Информационно — поисковый тезаурус по нар. образованию и педагогике предназначен для использования в качестве осн. терминологич. пособия при индексировании документов и информац. запросов в рамках автоматизиров. системы НПИ, основан на лексике естеств. языка.

Международные сети и национальные центры в области НПИ выполняют координирующую функцию, способствуют развитию сети центров по распространению информации.

Региональные центры. В Африке действуют: Центр многоотраслевой документации регионального бюро образования для Африки (создан в 1970; г. Дакар, Сенегал), Деп. публикации, информации и документации (г. Кисангани, Заир); в Азии — Деп. документации и информации (1970; Тунис), Центр документации и информации при региональном бюро по образованию в араб. странах (1987; г. Аман, Иордания), б-ка и документац. служба регионального бюро ЮНЕСКО по образованию в Азии и Тихоокеанском регионе (1961; г. Бангкок, Таиланд); Центр документации по образованию в Европе (1964; Страсбур, Франция); Центр документации и информации стран Лат. Америки и Карибского бассейна (1963; г. Сантьяго, Чили).

Международные центры документации и информации. Центр документац. и информац. ресурсов (CREDI; 1953; Мадрид, Испания); Объединение документации и информации Междунар. бюро просвещения (1929; Женева, Швейцария); Документац. центр Междунар. ин-та по планированию образования (1963; Париж, Франция); Документац. центр и б-ка ин-та ЮНЕСКО по образованию (1951; Гамбург, Германия); роль междунар. центра выполняет Пед. документац. и информац. служба Деп. образования (1959, Вашингтон). Действуют также св. 200 нац. центров информации и документации.

При Международном бюро просвещения (МБП) создается единая система обмена документами между странами. Разработаны автоматизиров. библиографич. база данных, тезаурус по образованию, единая методика сбора и обработки информации. С 1974 реализуется проект междунар. пед. справочно-информац. службы. Компьютерный центр бюро связан со 100 нац. центрами НПИ. Междунар. сеть пед. информации (INED) создана в рамках МБП. Объединяет нац. центры Европы, Азии и Америки. С 1975 издаётся бюл. «Образовательные инновации и информация» («Educational innovation and Information»), функционирует кооперативная реферативная служба, аккумулирующая материалы по нововведениям в области образования из нац. центров. Наряду с традиц. фондами (св. 100 тыс. публикаций) центр обрабатывает св. 1000 журналов, отчёты о Н.-и. работах, материалы конференций и др. документы. Вторичная информация сети INED хранится в 4 автоматизиров. базах данных; IBECENT (фактографич. информация о профилях центров пед. документации и исследований, пед. образования и т. п.), IBETERM (единая терминологич., фактографич. база данных для поддержки, и развития тезауруса для индексирования и автоматизиров. поиска документов), IBELIB (библиографич. база данных — автоматизиров. каталог б-ки МБП; систематически выпускает указатели новых поступлений и нововведений в области обучения и воспитания), IBEDOCS (библиографич. база данных с описанием конференций, проводимых ЮНЕСКО и МБП, рефераты публикаций и их дискрипто-ры). INED даёт возможность пользоваться всеми базами данных в диалоговом режиме.

Европ. система документации и информации по образованию (EUDISED; центр — Страсбур, Франция) представляет материалы нац. информац.-пед. центрам. С 1984 действует терминологич. служба.

Документац. объединение по педагогике (DOPAED; осн. в 1964 как. добровольный союз учреждений зап.-европ. стран, в к-рых используется нем. язык). Обрабатывает ежегодно ок. 500 назв. пед. журналов, св. 70 тыс. статей и пр. по отд. информац. рубрикам: дидактике, дошкольному, школьному и внешкольному воспитанию и т. д. Публикует ок. 40 периодич. информац. изданий, спец. библиографии по тематике, по видам источников и т. п. Издаёт метод. пособия, отчёты о Н.-и. работах, тезаурус по педагогике. Библиографич. поиск в диалоговом режиме возможен в ряде науч. учреждений (в т. ч. международных) Германии, Австрии, Швейцарии.

Европ. информац. центр Карлова ун-та по повышению квалификации учителей (ЕИЦ-ПКУ; создан в 1973; Прага, Чехия). Ориентирован на все формы и методы непрерывного образования учителей, собирает и обрабатывает лит-ру по проблеме повышения квалификации, методике преподавания отд. уч. предмеtob Издает аннотированную библиографию «Повышение квалификации учителей» (к 1991 вышли 6 тт) Два раза в год (с 1977) выпускает серию «Новости ЕИЦ-ПКУ», публикует выборочную информацию из стран европ. региона по реформе пед.образования и т. д. , биб-лиографич. серии по дошкольному воспитанию, пед.психологии, тематич сборники по теории и методике обучения

Информац. центр пед.источников (ERIC, создан в 1966, Вашингтон, США) Спонсор центра — Отдел исследований и развития образования при Деп образования США Развил глобальную информац. сеть, охватывающую всю англоязычную пед.лит-ру Деятельность системы координирует Нац ин-т образования США В сеть входит 16 отделений, каждое из к-рых отвечает за определенную область или направление педагогики образование взрослых и проф. -тех образование, консультация и подготовка персонала, управление образованием и воспитание в раннем детстве, аномальные и одаренные дети, высшее образование, источники информации, языки и лингвистика и др. С 1966 издается ежемес библиогра-фич журн «Ресурсы образования» («Resources m Education») Публикации, на использование к-рых нет ограничений по авторскому праву, продаются как микрофиш во все б-ки Выпускает «Текущий указатель журналов по образованию» («The Current Index to Journals m Education», с 1969), др. библиографич. -реферативную информацию, периодич библиографию журнальных статей с указателями и реферативный журнал Дополнительно для разл. групп пользователей выпускаются аннотации, рефераты статей, резюме по актуальным проблемам педагогики в виде микрофиш — система ACCESS ERIC Включает 4 базы данных ERIC Digests Online (резюме из 470 дайджестов), ERIC Information Service Providers (адреса учреждений, проводящих подписку на материалы центра), Education Related Information Centers (сведения о 200 центрах образования), Education Related Conferences (материалы о планируемых в текущем году междунар, региональных, нац и местных конференциях по проблемам образования) Особое внимание уделяется информац. обслуживанию шк б-к, студентов пед.вузов и ун-тов ERIC доступна для внешних пользователей, имеющих компьютеры

Лит Стандарты по библиотечному делу и библиографии, M, 1985, Библиографич. работа в б ке организация и методика M, 1990 Рубрикатор «Нар. образование Педагогика» Регистрац номер сост В M Полонский, Информационно-поисковый тезаурус по нар. образованию и педагогике Реги страц номер, сост В M Полонский, Общая программа по информации, «Бюллетень ЮНИСИСТ», Париж, 1986 т 14, №3, Про хазкова X, Информация и учитель, Пра га, 1986, Commission des Communautes Europe-enne, Strasbourg, 1922, Council of Europe, Strasburg, 1987, Fern ig L R, The place of Information m educational development A study prepa red for the International Bureau of education, P, 1980, Studies and surveys in comparative education, «Resources m education», 1922, J 5, UNESCO IBE education thesaurus, P, 1991

B M Полонский

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ" в других словарях:


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»