НАТОРП

НАТОРП
(№atorp) Пауль (24.1.1854, Дюссельдорф, — 17.8.1924, Марбург), нем. философ, теоретик социального воспитания. После завершения (1876) университетского образования (Берлин, Бонн, Страсбург) был домашним учителем, преподавателем гимназии в Страсбурге. Д-р философии с 1881. С 1885 проф. Мар-бургского ун-та. Последователь т. н. критического идеализма, Н. вместе с Г. Когеном стал основателем марбург-ской школы неокантианства. В филос. трудах сформулировал идею об объективирующей силе познания, выводящей свой предмет из сферы субъективности. Согласно Н., философия, выражая высшую форму объективации — закон т. н. духовного единства, утверждает т. о. и принципы реального становления человека через формы науки, нравственности, права. По Н., принципом любой культуры является взаимодействие сознания и воли, к-рое порождает как автономию субъекта, так и всеобщие закономерности духовной деятельности.

В первой пед. работе «К школьному вопросу» (1893) Н. показал, что воспитание определяется всеобщим, творческим по характеру, познавательным отношением. Духовное единство «согласует» разл. людей друг с другом и не позволяет существовать изолированно. Н. рассматривал воспитание как пробуждение духовной самостоятельности воспитанника во взаимопересечении волевых устремлений его и воспитателя. При этом воздействие воспитателя должно иметь характер духовной помощи, но не авторитарного нажима. Формирование личности, по Н., осуществляется как установление отношения индивида ко всеобщему духовному закону, а сама индивидуальность лишь отражает единство закона, становления духовной культуры. Воспитание направляет индивидуальную волю к социальной общности, к её всеобщим нравств. основаниям. По убеждению Н., общечеловеческое моральное учение должно быть положено в основу обучения в нар. школе, единой, обязательной для всех. Н. предусматривал также широкое распространение дифференцированной, т.е. средней, школы.

В трудах «Всеобщая педагогика в тезисах...» (1905), «О философии как науке, фундаментальной для педагогики» (1909) Н. обратился к проблеме науч. статуса и содержания педагогики. Он считал, что поскольку воспитание направлено на формирование целостного человека, то педагогика предполагает и целостную философию-для себя и в то же время создаётся как наука о человеке, к-рая может быть обоснована только философски.

Согласно Н., философия указывает не только цель воспитания, но и путь: личность реализуется в познании (через интеллект), в нравств. поведении (через волю), в творчестве (через фантазию). Именно философия указывает учителю нормы, взаимосвязь к-рых в практике делает возможным духовное становление личности учащихся. Н. развивал идею воспитывающего обучения И. Ф. Гербар-та, но в его трактовке воспитывающее содержание уч. предмета должно быть направлено на формирование воли ученика. Педагогика, по Н., включает в себя не только задачи объективированного (всеобщего) анализа воспитания, но и субъективированного (индивидуального) подхода. В этой связи Н. указывал на роль «всеобщей психологии», выявляющей законы индивидуального развития — от чувственности через рассудок к разуму. Этому порядку соответствуют домашнее и шк. воспитание, а также самовоспитание.

Рассмотрение проблем формирования сознания привело Н. к выводу о том, что социальное воспитание наряду с хоз. и полит, деятельностью является осн. функцией, через к-рую человек осмысляет обществ, действительность. Воспитание занимает приоритетное положение, поскольку истинная социальная потребность — это сам индивид, его «очеловеченность» и его «подлинная индивидность». Н. стал крупнейшим теоретиком социальной педагогики. В трудах 20-х гг. Н. распространил воспитат. миссию философии не только на просвещение общества, но и на реализацию социальной утопии как телеологии нового обществ, организма. Н. оказал значит, влияние на филос.-пед. представления и теории 20 в., в частности на интерпретации педагогики в духе «этического социализма», разрабатывавшиеся марбургской школой.

Соч.: Gesammelte Abhandlungen zur Sozialpädagogik, Bd l—3, Stuttg., 19222; Geist und Gewalt in der Erziehung, Bad Pyrmont, 19472; в рус. пер.: Кант и Марбургская школа, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 5, СПБ, 1913; Филос. пропедевтика, М., 1911; Социальная педагогика, СПБ, 1911; Культура народа и культура личности, СПБ, 1912; Песталоцци. Его жизнь и его идеи, П., 19202.

Лит.: Гордон Г., Пауль Наторп, «Вестник просвещения», 1924, № 11; С a s s i-r e r E., Paul Natorp, в кн.: Kant-Studien, Bd 30, B., 1925; Ruhloff J., Paul Natorps Grundlegung der Pädagogik, Freiburg, 1966; Winter-hager E., Das Problem des Individuellen. Ein Beitrag zur Entwicklungsgeschichte Paul Natorps, Meisenheim am Glan, 1975. В. Б. Куликов.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "НАТОРП" в других словарях:

  • Наторп — Наторп, Пауль Герхард Пауль Герхард Наторп Paul Gerhard Natorp Дата рождения: 24 января 1854( …   Википедия

  • НАТОРП —         (Natorp) Пауль (24.1.1854, Дюссельдорф, 17.8.1924, Марбург), нем. философ идеалист. Наряду со своим учителем Когеном глава марбургской школы неокантианства. Кантонское понятие «вещи в себе» трактуется у Н. лишь в качестве «предельного… …   Философская энциклопедия

  • НАТОРП — (Natorp) Пауль (1854 1924), немецкий философ, один из главных представителей марбургской школы неокантианства. Разрабатывал философию культуры на основе трансцендентального метода, с позиций которого интерпретировал историю античной философии (в… …   Современная энциклопедия

  • НАТОРП — (Natorp) Пауль (1854 1924) немецкий философ, представитель марбургской школы неокантианства. С 1885 преподавал в Марбургском университете на кафедре философии. Работы Н. можно условно подразделить на три больших блока, посвященных главным образом …   История Философии: Энциклопедия

  • НАТОРП — (Natorp) Пауль (1854 1924) немецкий философ, представитель марбургской школы неокантианства. С 1885 преподавал в Марбургском университете на кафедре философии. Работы Н. можно условно подразделить на три больших блока, посвященых главным образом …   Новейший философский словарь

  • Наторп П. — Пауль Герхард Наторп Пауль Герхард Наторп (нем. Paul Gerhard Natorp, обычно именуется без второго имени: Пауль Наторп; 24 января 1854, Дюссельдорф 17 августа 1924, Марбург) немецкий философ идеалист, наряду со своим учителем Г. Когеном (Cohen)… …   Википедия

  • Наторп П. Г. — Пауль Герхард Наторп Пауль Герхард Наторп (нем. Paul Gerhard Natorp, обычно именуется без второго имени: Пауль Наторп; 24 января 1854, Дюссельдорф 17 августа 1924, Марбург) немецкий философ идеалист, наряду со своим учителем Г. Когеном (Cohen)… …   Википедия

  • НАТОРП (Natorp) Пауль — (1854 1924) немецкий философ, один из главных представителей марбургской школы неокантианства. Разрабатывал основные идеи Г. Когена; видел задачу неокантианства в создании философии культуры на основе трансцендентального метода. С позиций… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Наторп Пауль — Наторп (Natorp) Пауль (24.1.1854, Дюссельдорф, ‒ 17.8.1924, Марбург), немецкий философ идеалист, наряду со своим учителем Г. Когеном глава марбургской школы неокантианства. С 1885 профессор Марбургского университета. Кантовское понятие «вещи в… …   Большая советская энциклопедия

  • Наторп, Пауль — НАТОРП (Natorp) Пауль (1854 – 1924), немецкий философ, один из главных представителей марбургской школы неокантианства. Разрабатывал философию культуры на основе трансцендентального метода, с позиций которого интерпретировал историю античной… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»