- МЭН-ЦЗЫ
(ок. 372—289 до н. э.), древнекит. философ, последователь Конфуция. Его учение изложено в канонич. книге «Мэн-цзы», составленной учениками после его смерти. Как и Конфуций, М.-ц. занимался в основном вопросами этики и политики, выдвигал на первый план проблемы обучения человека и его самосовершенствования. В основу своей этич. теории и педагогики М.-ц. положил тезис о доброй природе человека (шань син), согласно к-рому каждый обладает врождённым знанием добра и способностью творить его. Задача воспитания заключается в том, чтобы сохранять, развивать и совершенствовать эти этич. начала. Народ — высшая ценность в концепции М.-ц. Он имеет право восстать против недобросовестного правителя. В то же время в учении М.-ц. чётко разделялись обязанности «верхов» и «низов». М.-ц. допускал возможность не только врождённых моральных качеств, но и врождённых знаний, к-рые присущи мудрым людям и отличают их от простолюдинов. Внутр. природу совершенной личности составляют гуманность, долг, мудрость и чувство необходимости соблюдения установленного строя и отношений между людьми («гуманное управление», уважение старших по возрасту и социальному положению).
Осн. внимание в процессе обучения он обращал на моральное воспитание и, подобно Конфуцию, стремился воспитывать высш. моральные качества у людей, к-рые бы управляли простым народом. Мудрое управление — основа гармоничного гос-ва и общества. Управлять обществом должны люди умственного труда, обладающие знаниями, носители высших моральных качеств. Людей же физич. труда следует воспитывать в духе соблюдения норм поведения, давая им необходимые практич. навыки.
Лит.: Древнекитайская философия, т 1, М., 1972; Васильев Л. С., Проблемы генезиса китайской мысли, М., 1989.
Л. С. Васильев.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.