ЛИБЕРТАРЙЗМ

ЛИБЕРТАРЙЗМ
(от англ, liberty — свобода), течение в зап. педагогике, отвергающее доминирующую роль гос-ва в области образования. Широкое распространение получил в США во 2-й пол. 20 в. Теоретиками его выступили Дж. Куне, С. Шугерман и др.

Либертаристы требуют отмены законодательства об обязат. образовании и предоставления права решать вопрос об образовании детей исключительно семье. В обязат. посещении школы они усматривают подрыв независимости личности, вынужденной приспосабливать индивидуальные склонности и способности к «групповым требованиям». Отвергая гос. шк. систему, сторонники Л. высказываются за развитие форм альтернативного образования под контролем семьи, вплоть до кооперативного обучения в домашних условиях при финанс. поддержке гос-ва.

Свобода индивидуальлого самоопределения в области образования, согласно Л., позволяет ребёнку активизировать врождённые способности к усвоению знаний; учащиеся в условиях альтернативного обучения будут взаимно обогащать друг друга образоват. опытом, не испытывая давления конкурентной борьбы, символом к-рой в традиц. школе выступают оценки и экзамены. Либертаристы требуют предоставления молодому поколению «свободного волеизъявления» во всех сферах жизни, включая предпринимательство. Культивируя «свободную волю» как особый дар человеческой психики, отклоняют даже опосредованное руководство развитием и поведением ребёнка, допускаемое педоцентризмом, как нарушающее подлинную независимость индивида.

Лит.: The libertarian alternative, ed. by T. Machan, Chi., 1974; Coons J. E., S u-garman S. D., Education by choice: the case for family control, Berk. (Calif.), 1978; Smith M. P.. The Hbertarians and education, L., 1983. В. Я. Пилиповский.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»