- КОМАРОВСКИЙ
- Борис Борисович [24.4 (6.5).1889, м. Байрамлы Бакинской губ., — 18.12.1965, Баку], педагог, дер пед. наук, проф. (1927). Окончил пед. ф-т Днепропетровского высш. ин-та нар. образования (1921). Пед. деятельность начал в 1908 учителем сел. школы. С 1924 вёл н.-и, и преподавательскую работу в Азерб. гос. ун-те им. С. М. Кирова, в Азерб. индустриальном ин-те (1931—37), Азерб. НИИ пед. наук (1938—51), Азерб. пед. ин-те языков им. Ахундова (1952—65).
Исследовал труды амер. и европ. педагогов 19—20 вв., уделяя преим. внимание теоретикам свободного воспитания, прагматизма. Развивал идею Дж. Дьюи о демократизации школы и личности, связи обучения с жизнью и производит, трудом, соединения духовного развития личности с развитием способностей к обществ, работе.
Изучал пед. терминологию, к-рую рассматривал как систему лексич. средств и наименований, применяемых в теории и практике воспитания, образования и обучения (в широком смысле) и как совокупность терминов, закрепляющих важнейшие понятия педагогики (в узком смысле). В монографии «Русская пед. терминология» (1969) исследовал пед. лексику в ист. памятниках и лит. источниках со времён образования первых школ на Руси до 60-х гг. 20 в. Категории общего языкознания применил к анализу языка пед. науки. Им расширено толкование понятий термина и номена (к числу заменителей терминов К. относил суждения, речения, афоризмы). Доказывал, что термины педагогики как обществ, науки имеют полит, направленность.
Составил «Большой пед. словарь» (1946—50), частично опубликованный в журн. «Азербайджан Мектеби» («Азербайджанская школа», 1946, № 5; 1947, № 1—3, 5—6; 1948, № 1). На основе работ К. по пед. терминологии разработаны пособия для студентов — краткие словари пед. терминов в Пятигорском пед. ин-те иностр. языков, Узб. респ. пед. ин-те рус. яз. и лит-ры и др.
Соч.: Филос. предпосылки педагогики Дьюи, «Изв. Азерб. гос. ун-та», 1927, т. 8—10; Амер. педагогика XX в., Баку, 1928; Осн. линии в развитии науч.-пед. теории С.-А. С. III,
в XX в. в связи с развитием европ. педагогики, «Изв. пед. ф-та Азерб. гос. ун-та», 1929, т. 14; Диалектика развития науч.-пед. мысли, М., 1929"; Совр. пед. течения, т. 1, Баку, 1930; К истории гербартианского направления в педагогике, СП, 1940, № 2; А. С. Макаренко — выдающийся сов. педагог, там же, 1941, М° 3; Осн. проблемы пед. лексики и лексикографии, «Уч. зап. Азерб. пед. ин-та языков им. М. Ф. Ахундова», 1960, в. 8; Развитие пед. понятий и пед. терминологии в России с X по XVIII вв., там же, в. 10..» В. В. Макаев.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.