КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

в общеобразоват. школе Рос. Федерации педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитат. работы. В нач. классах обязанности К. р. выполняет учитель, ведущий этот класс. На ср. и ст. ступенях обучения К. р. назначается администрацией школы из учителей, работающих в данном классе. Должность К. р. введена также в ср. спец. уч. заведениях. В малокомплектных школах, школах-интернатах, проф.-тех. уч-щах функции К. р. осуществляет воспитатель.

До 1917 в ср. уч. заведениях функции К. р. в муж. гимназиях выполняли классные наставники, в женских — классные дамы (должность введена Уставом 1871), осуществлявшие гл. обр. надзор за поведением учащихся. С 1918 воспитат. работа с учащимися в школе возлагалась на всех учителей. Создавались воспитат. комиссии для координации их работы, направленной на развитие у молодёжи полит. сознания. Для внеурочной и внеклассной работы с каждой уч. группой выделялись отд. учителя, но они фактически оказывались загруженными сбором анкетных сведений об учащихся и их родителях, разл. отчётностью и не имели времени вести полноценную воспитат. работу. Самоустранение их от задач воспитания или же прямой диктат по отношению к дет. коллективу привели к ликвидации института классного наставничества. Началась кампания по внедрению в школу ученич. самоуправления. Однако в сер. 20-х гг. кризис дет. самоуправления вновь вызвал необходимость прикрепления педагогов к коллективам учащихся для оказания им пед. помощи. В 1931 утверждена Нарком-просом РСФСР инструкция о групповодах. В их обязанности входила работа с отд. учащимися или с их группой, с родителями, др. учителями по проблемам организации уч.-воспитат. работы. В 1934 с переименованием групп в классы утверждена должность К. р. В 1947 МП РСФСР утвердило «Положение о классном руководителе», согласно к-рому задачей К. р. являлась организация учащихся класса в дружный, целеустремлённый, работоспособный ученический коллектив в целях успешного разрешения уч.-воспит. задач, поставленных перед школой. В обязанности К. р. входила работа с активом, пионерской и коме, организациями класса, изучение «Правил для учащихся», наблюдение за успеваемостью. В «Инструктивно-метод. указаниях» 40-х гг. по улучшению работы К. р. подчёркивалась необходимость тщательного изучения каждого ученика путём посещения уроков, наблюдения за учащимися во внеурочное время.

В 50-х — 1-й пол. 60-х гг. велись поиски новых подходов к воспитанию ребёнка, появились публикации из опыта работы К. р. С 1970 осн. обязанности К. р. определялись Уставом средней общеобразовательной школы. Положение о К. р. 1971 продолжило линию, выработанную в 30-е гг. — ориентация на коллектив учащихся. В осн. задачи К. р. "входило воспитание у учащихся идейной убеждённости, обществ. сознания и готовности к активному участию в обществ. жизни; воспитание учащихся в духе ком-мунистич. морали; трудовое воспитание учащихся, подготовка их к жизни, к сознат. выбору профессии; борьба за высокое качество успеваемости, глубокое усвоение основ наук, развитие познават. активности; содействие эстетич. и физич. воспитанию, укреплению здоровья детей.

Движение педагогов за реформирование «системы образования, развернувшееся в кон. 80-х гг., вновь привлекло внимание к проблеме воспитания учащихся и роли К. р. в её решении. С 1989 в ряде областей России проводится эксперимент по программе «Освобождённый классный руководитель (воспитатель)», в ходе к-ро-го определились приоритетные направления в деятельности К. р. В центре его внимания находится личность воспитанника, его защита и развитие. Коллектив уч-ся (класс) должен стать благоприятной средой для каждого ученика. Содержание воспитат. работы составляют целевые программы: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни». Организуя работу по этим направлениям, К. р. совместно с др. учителями и родителями обеспечивает физич., нравств. развитие личности школьника, создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации.

К. р. планирует работу, как правило, на уч. четверть (реже полугодие) в соответствии с общешк. планом уч.-воспитат. работы, планами К. р. параллельных классов, дет. обществ. организаций и др.

К. р. привлекает к работе др. учителей и воспитателей, советы содействия семье и школе на предприятиях и в организациях, родителей и общественность по месту жительства учащихся. Деятельность К. р. планируется с учётом как не-посредств. воспитат. действий самого педагога, так и его организац.-пед. и исследоват. задач. К. р, призван рационально распределить и скоординировать воспитат. усилия учителей-предметников и др. в интересах поддержания воспитат. процесса в классе и достижения его эффективности. К. р. систематически изучает уровень воспитанности учащихся, развития коллективистских отношений в классе, анализирует влияние семьи, микросреды и др. и на основе полученных данных выбирает формы и методы воспитат. ра боты. Важнейшая задача К. р. — развитие ученического самоуправления. В школе создаётся метод. объединение К. р., осн. задачами к-рого являются повышение их квалификации, содействие самообразованию, обмен опытом и др. Пед. изд-ва выпускают лит-ру в помощь К. р., в т. ч. серии «Библиотека К. р.».

Лит.: Болдырев Н. И., Классный руководитель, M.; III у p к о в a H. E., Вы стали классным руководителем, М., 1986; Бондаренко Л. И., X p a n у и о— в и ч И. В., Классный руководитель. Биб-лпографич. указатель, Л., 1981; P у д а е в а И. М., Система работы классного руководителя. Рекомендат. библиографич. указатель, М., 1982. Б. В. Першуткин.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ" в других словарях:

  • Классный руководитель —         учитель, выполняющий функции ответственного организатора классного ученического коллектива в общеобразовательных школах. Должность К. р. введена в советской школе в начале 30 х гг. Основные обязанности К. р. определены уставом средней… …   Большая советская энциклопедия

  • Классный руководитель —     в Рос. Федерации педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы. В начальных классах обязанности К.р. выполняет учитель, ведущий этот класс. На средних и старших ступенях обучения К.р.… …   Педагогический терминологический словарь

  • КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит: создание благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности учащегося; создание благоприятной микросреды и морально психологического климата для каждого… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Классный руководитель — это должность, выполняемая учителем, параллельно со своей основной преподавательской работой. В его обязанности входит повседневная организация учебно воспитательной работы с учащимися класса или учебной группы в училище и создание условий для… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • РУКОВОДИТЕЛЬ — РУКОВОДИТЕЛЬ, руководителя, муж. 1. Человек, руководящий чем нибудь, возглавляющий что нибудь, являющийся чьим нибудь наставником. Руководитель восстания. Руководитель правительства. «Лозунг кадры решают все требует, чтобы наши руководители… …   Толковый словарь Ушакова

  • руководитель —   , я, м.   Тот, кто руководит кем л., чём л., направляет деятельность кого л., чего л.   == Идейный руководитель.   ◘ Поэзия не уступала прозе, а делила вместе с ней роль идейного руководителя, выразителя чувств, властителя дум. Маршак, 1960, т …   Толковый словарь языка Совдепии

  • классный — 1) классный ая, ое. 1. прил. к класс (в 3 знач.). Классный руководитель. Классное сочинение. Классное собрание. □ Дети постоянно теснились: днем в небольшой классной комнате, а ночью в общей детской. Салтыков Щедрин, Пошехонская старина. || в… …   Малый академический словарь

  • классный — прил., употр. сравн. часто Морфология: нар. классно 1. Классным называют то, что имеет отношению к классу. Классный руководитель. | Классная доска. 2. Классным называют специалиста, который обладает высоким мастерством в своей области. Классный… …   Толковый словарь Дмитриева

  • Классный час — особая форма организации внеклассной работы в школе. Сущность ее состоит в коллективном обсуждении проблем, затрагивающих интересы членов коллектива, в организации какой либо деятельности, в налаживании отношений между учащимися. Задача классного …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • классный — ая, ое. classe f. 1. Отн. к учебному классу. БАС 1. Вечером часу в девятом, пошел я к Брюллову с классным рисунком с натуры. А. Мокрицкий Восп. о Брюллове. // ОЗ 1855 12 2 168. Парадные куртки строились ежегодно осенью, после постройки… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»