- КВИНТИЛИАН
(Marcus Fabius Quintilianus) (ok. 35, Калагуррис, совр. Калаорра, Испания, — ок. 96, Рим), др.-рим. теоретик ораторского иск-ва, педагог. Образование получил в Риме; стал адвокатом, затем учителем риторики — первым, получавшим жалование из императорской казны. Открытая К. риторская школа пользовалась известностью; среди учеников К. был Плиний Младший. Ранние работы — «О причинах упадка красноречия» (— «De causis coruptae elo-quentiae») и др. не сохранились. Обобщением опыта 20-летней пед. деятельности К. явилось соч. «Institutione oratoria» («Об образовании оратора», 12 кн., ок. 95) — один из важнейших источников изучения педагогики Др. Рима. Сочинение К. — практич. руководство для всестороннего обучения оратора с дет. возраста. 1-я книга содержит сведения о домашнем воспитании мальчика и о его занятиях в грамматич. школе, 2-я кн. посвящена элементам риторич. образования и сущности риторики; 3—11-я кн.-осн. этапам работы над речью: нахождению темы (inventio), расположению материала (dis-positio), изложению (elocutio), запоминанию (memoria) и произнесению (pronun-tiatio); 12-я книга даёт указания оратору, связанные с его жизнью и деятельностью.
По К., ребёнка следует воспитывать с момента рождения. С особым вниманием нужно выбирать тех людей, с к-рыми постоянно общаются дети (кормилицы, педагоги). Вслед за греч. стоиком Хрисиппом К. рекомендовал начинать обучение ребёнка до 7 лет, одновременно формируя его нравственность и вкус, что для К. было основой воспитания оратора. К. предъявлял высокие требования к учителям: их нравственности, пед. способностям. Уделял Значит. внимание индивидуальному подходу к ученику (в зависимости от его ума и способностей). По К., все дети, за редким исключением, наделены способностью учиться. Гл. обязанностью наставника считал привитие любви к учению, в связи с чем предлагал поощрять учеников похвалами, вознаграждениями, большое место отводил игре и отдыху в процессе обучения. Ратовал за обществ. характер обучения, т. к. в школе развивается дух соперничества в овладении знаниями, к-рый оказывается хорошим стимулом в обучении, а шк. воспитание обычно даёт лучшие результаты, чем домашнее. Призывая воспитывать в ребёнке доброту, резко осуждал телесные наказания в школе. Шк. обучение начинал с изучения греч. яз., знание к-рого обеспечивало знакомство с оригинальной греч. лит-рой по разл. наукам; лат. яз. как родной считался более лёгким. В основу образоват. программы К. легли взгляды Цицерона, к-рый настаивал на обязат. филос. образовании оратора, знании права и истории. Считал необходимым чтение классич. авторов — Теренция, Цицерона, Саллюстия и Вергилия. Выступал одновременно против архаизирующей тенденции в составлении шк. программ и чрезмерного увлечения в школах новыми авторами: Овидием, Лукианом, Стацием.
Пед. идеи К. приобрели особенную популярность в эпоху Возрождения, после того как итал. гуманистом Дж. Ф. Поджо Браччолини был найден полный текст «Об образовании оратора».
Соч.: Institution oratoire, ed. par J. Cousin, livres 1 — 9, Р., 1975 — 78; в рус. пер. — Двенадцать книг риторич. нагтавлений, пер. А. Никольского, ч. 1 — 2, СПБ, 1834.
Лит.: Яворский А. А., Педагогика Квинтилиана, в кн.: Вопросы педагогики, Мв 1, Варшава, 1912; Жураковский Г. Е., Очерки по истории антич. педагогики, M.; Cousin J., Etudes sur Quintilien, v. 1 — 2, Amst., 1967.
E. Ф. Шичалина.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.