- КАССИЛЬ Лев Абрамович
[27.6(10.7). 1905, слобода Покровская, ныне г. Энгельс, — 21.6.1970, Москва], дет. писатель, ч.-к. АПН РСФСР (1965) и АПН СССР. Учился на физ.-мат. ф-те МГУ (1923—25). По совету В. В. Маяковского (1927) стал печататься в журн. «Пионер», где работали М. М. Пришвин, А. П. Гайдар и др. Там же состоялось знакомство К. с С. Я. Маршаком, высоко оценившим его первую повесть для детей «Кондуит» (1930), в основу к-рой легли впечатления детства, «втиснутые в графы гимназич. штрафного журнала». В 1933 была издана «Швамбрания», впоследствии объединённая с «Кондуитом» в одну книгу. Книга вызвала полемику; мн. из критич. отзывов упрекали её за «ложный романтизм» и «антипедагогизм». К. видел воспитат. значение лит. произведения в его худож. убедительности; антипедагогично, по его мнению, лишь то, «что не оказывает нужного воздействия на читателя».
К. принадлежат первые опыты публицистич. очерков для детей. В них писатель ведёт разговор с читателями «на равных», погружая их в атмосферу повседневной героики: «Ледовый комиссар» (о челюскинской эпопее и О. Ю. Шмидте), «Искусство удивляться» (о сов. авиации) и др. Тематика повестей и романов К. разнообразна. Ему принадлежит роман о спорте «Вратарь республики» (1938). Классич. произведениями для детей и юношества стали повести К. о формировании характера подростка «Черемыш, брат героя» (1938) и «Великое противостояние» (кн. 1—2, 1941—47), цикл рассказов «Обыкновенные ребята» (1942) и повесть «Дорогие мои мальчишки» (1944) о жизни и труде детей в годы Вел. Отеч. войны; худож.-док. повесть о юном партизане Володе Дубинине — «Улица младшего сына» (1949, совм. с М. Л. Полянов-ским; Гос. премия СССР, 1950).
В послевоен. годы обратился к этич. и эстетич. проблемам воспитания. В повести «Ранний восход» (1953), посвящённой судьбе юного художника Коли Дмитриева, К. размышляет о природе таланта, о постижении прекрасного, доступного каждому, кто старается развить в себе творческое начало. В повести «Будьте готовы, Ваше высочество!» (1964) перед героями встают вопросы морального выбора; сложность жизненных ситуаций приводит их к пониманию того, что не всегда можно однозначно, с присущим детству максимализмом делить мир на «своих» и «чужих». В автоэпитафии К. так оценивал своё творчество: «Он открывал детям страны, к-рых на свете нет, уча любить ту землю, что была ему дороже всего на свете».
Ряд его выступлений и статей — «Лицом к будущему» (выступление на 1-м съезде писателей, 1934), «Задачи школьной повести» (1940), «О творческом и героическом» (1954), «Лицом к лицу с будущим» (1961), «Вести страстный, прямой разговор о прекрасном» (1964), «С детства — на всю жизнь» (1969) и др. — способствовал становлению теории дет. лит-ры. Был одним из организаторов ежегодной Недели дет. книги (с 1944). К. принадлежат предисловия к отд. изданиям произв. Маяковского, Гайдара, М. Ильина, Ал. Алтаева и др.
Соч. т Собр. соч., т. 1—5, М., 1965—66; Увидеть будущее, М., 1985.
Лит.: Николаев В., Дорогами мечты и поиска, М., 1965; Жизнь и творчество Льва Кассиля. Сб., М., 1979. М. П. Бархата.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.