- КАРЕЛИЯ
Республика Карелия, входит в Рос. Федерацию. Пл. 172,4 тыс. км2. Нас. 796 тыс. чел. (1989). Столица — Петрозаводск.
В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 820 чел. с высш. и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 —703 чел.). В отраслях экономики занято св. 163тыс. специалистов, в т. ч. св. 52 тыс. с высшим и св. 111 тыс. со средним спец. образованием.
Первые школы, где велись систематич. занятия (с 17 в.), были монастырскими. В 1715 на Петровском з-де открыта техн. школа (20 уч-ся), в 1723 — общеобразоват. школа при Александро-Свирском монастыре (80 уч-ся; существовала недолго). Во 2-й пол. 18 в. появились частные школы в Петрозаводске, Олонце. С кон. 18 в. формировалась сеть гос. уч-щ: гор. школа (1780) и гл. нар. уч-ще (1786) в Петрозаводске, малое нар. уч-ще в Олонце (1786), школа для детей мастеровых при Александровском з-де (1797). Организации уч. заведений содействовал поэт Г. Р. Державин (олонецкий губернатор в 1784—85). В 1808 осн. губернская гимназия в Петрозаводске (в 1808—48 курс окончили 88 чел.). С нач. 19 в. предпринимались попытки наладить обучение детей на селе. Ок. 20 сел. приходских школ было открыто в 30—40-х гг. 19 в. для подготовки волостных писарей. Со 2-й пол. 30-х гг. создавались приходские уч-ща в городах, а также частные сел. школы. В 1842 в Кеми открыты шкиперские курсы, в разработке программ к-рых принимал участие И. Ф. Крузенштерн (в 1851 — 6 уч-ся).
К имевшимся нач. школам в 60-х гг. добавились земские сел. школы, а после 1885 церковные одногодичные школы грамоты, позже преобразованные в церков-но-приходские. В нач. 20 в. срок обучения в нар. уч-щах был продлён до 3 лет; карел. дети могли посещать школу в течение 4,5 лет, что, однако, практически не реализовывалось. Распространению просвещения среди карел посвятили свою деятельность учителя А. Д. Георгиевский, К. Д. Дмитриев и др. Фин. дети учились гл. обр. в школах при лютеранских церквах (в 1913 — 4), где применялись зап.-европ. системы обучения. В 1914 насчитывалось ок. 500 нач. уч. заведений (св. 40% — церковно-приходские школы), охватывавших св. 42% детей шк. возраста. Действовали 2 гимназии, в т. ч. женская (1870, осн. как мариинское уч-ще в 1861), учительская семинария (1902), жен. учительские курсы (1905) в Петрозаводске, низш. техн. уч-ще судовых механиков (1895), фельдшерско-акушерская школа (1899), лесная школа (Лоянь), 3 ремесл. уч-ща. Во всех уч. заведениях было ок. 16 тыс. уч-ся, работало ок. 700 учителей. По переписи 1897, грамотность населения на рус. яз. составляла ок. 20%; среди карел — ок. 10%, среди вепсов — ок. 14%. Выделялась грамотность финнов: на родном яз. по разл. уездам от 50 до 66%, на рус. яз. от 13 до 38%.
С установлением сов. власти началась перестройка нар. образования. Велась ликвидация неграмотности. В 1918 открыт Нар. ун-т в Петрозаводске. В Олонецкой губ. действовали 53 школы грамоты, лик-пункты, культ.-просвет. кружки и т. п. Осенью 1924 начало работу отделение об-ва «Долой неграмотность!» (3 тыс. чл.). В 1926 имелось 235 ликпунктов. Массовая неграмотность ликвидирована в основном во 2-й пол. 30-х гг.
Была осуществлена местная шк. рефорт ма, созданы школы 1-й (3—4 года обучения) и 2-й (до 9 лет) ступени. В 1918/19 уч. г. только в Олонецкой губ. работало 463 школы, в т. ч. 11 школ 2-й ступени. В Карел, трудовой коммуне (1920—23) введена свобода выбора языка обучения (1922). В Карел. АССР (с 1923) сеть уч.-воспитат. учреждений расширялась: в кон. 1925 насчитывалось св. 390 школ (в т. ч. 15 школ 2-й ступени, гл. обр. 7-летние), где училось 20 тыс. детей. В 63 школах обучение велось на фин. языке. Обучением было охвачено 75% детей шк. возраста. В 20-е гг. началось формирование сети дошк. учреждений. В 1926 действовало 4 техникума (в т. ч. 2 пед.), 2 проф.-тех. школы. В вузах Москвы, Ленинграда и др. обучались мн. студенты из К., прошедшие подготовку на рабфаках.
В 1930 введено всеобщее нач. обучение. К кон. 1932 насчитывалось 552 школы. Учителей готовили 3 пед. техникума и мн. курсы. В Петрозаводске в 1931 открыт первый вуз — пед. ин-т, при нём (с 1935) работал учительский ин-т. Св. 35% учителей составляли карелы и финны (1937).
Во 2-й пол. 30-х гг. разработана (под руководством Д. В. Бубриха) карел, письменность на рус. графич. основе. В школах карел, яз. преподавался в 1937—39; после образования Карело-Фин. ССР (1940) преподавание карел, яз. было отменено. В нек-рых школах преподавался вепский яз. (только в течение 1938). В 1940/41 уч. г. имелось 532 начальных, 151 семилетняя, 58 ср. школ (всего 91,4 тыс. уч-ся, 3620 учителей). В системе трудовых резервов работали 5 ремесл. уч-щ, 18 школ ФЗО. В 1940 открыт Петрозаводский ун-т (на базе пед. ин-та). Значит. вклад в организацию нар. образования внесли учителя В. М. Парфёнов, И. С. Беляев (нарком, мин. просвещения Карело-Фин. ССР в 1944—51) и др.
В годы Вел. Отеч. войны здания более чем 250 школ, индустр. техникума, ун-та были разрушены. Ун-т эвакуирован в Сыктывкар. В 1944 мн. уч. заведения возобновили работу. В кон. 40-х гг. введено всеобщее 7-летнее обучение. В 1952 на базе учительского ин-та организован пед. ин-т; расширил приём студентов ун-т. В 1954/55 уч. г. школы перешли на обучение на рус. яз., а фин. яз. стал изучаться как отд. предмет. В кон. 50-х гг. был прекращён приём в ун-т по специальности «фин. яз.» (возобновлён в нач. 60-х гг.). К нач. 60-х гг. завершено введение 8-летнего всеобуча. В сер. 70-х — кон. 80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование молодёжи.
С нач. 90-х гг. принят и реализуется ряд республиканских программ по развитию образования, в т. ч. по возрождению карел, и венского языков (к 1991 изданы соответствующие буквари), созданию уч. пособий, способствующих приобщению учащихся к нац. культуре, учитывающих региональные особенности. Преподавание в школах ведётся на рус. языке.
В 1992 насчитывалось св. 640 дошк. учреждений, в к-рых воспитывалось св. 60 тыс. детей. В 1992/93 уч. г. работали 320 дневных общеобразоват. школ, в т. ч. 53 начальных, 89 неполных средних, 174 средних (всего ок. 114 тыс. уч-ся). Фин. яз. изучается как предмет в 43 школах (св. 5 тыс. уч-ся), карельский — в 11 школах (св. 500 уч-ся). В 2 школах преподаётся вепский язык. Практикуется также факультативное изучение этих языков. В 59 школах имеются классы с углублённым изучением отд. предметов. Открыты колледж и гимназия (Петрозаводск), лицей (Сегежа). В 14 вечерних школах обучалось 2,9 тыс. чел. Имеется 15 вспомогат. школ (св. 2 тыс. уч-ся). В общеобразоват. школах занято ок. 7800 учителей, св. 82% преподавателей 4—11-х кл. имеют высш. образование. Среди педагогов 27 засл. учителей школы РСФСР, 126 засл. учителей школы Карел. АССР. Среди внешк. учреждений: св. 20 домов творчества детей и юношества, св. 30 спорт., 33 муз., 11 худож. школ, 12 станций юных техников и натуралистов, респ. клуб юных моряков и др.; в них занимается св. 36 тыс. уч-ся. Действуют (с нач. 90-х гг.) внешк. центры, сотрудничающие со всеми категориями населения в решении проблем детства. Пед. кадры готовит гл. обр. Карел, пед. ин-т. Имеется Науч.-метод. центр непрерывного образования педагогов (1991; осн. в 1938 как респ. ИУУ). Учебники родного языка и др. пособия готовятся при участии специалистов Карел, филиала Моск. . НИИ нац. проблем образования, Ин-та языка, лит-ры и истории Карел, науч. центра РАН. Эту лит-ру выпускает изд-во «Карелия». Значит. роль в реализации программ возрождения нац. языков играют созданные в 1989—90 Союз карел, народа, Союз ингерманландцев Карелии, об-во венской культуры и др. С 1986 выходит дет. журн. «Кипиня» («Искорка») на фин. яз.
Работает св. 20 проф.-тех. уч-щ (св. 8,6 тыс. уч-ся), к-рые готовят квалифициров. кадры по 105 специальностям и обеспечивают переподготовку взрослых рабочих (ежегодно св. 2 тыс. чел.). Ср. спец. образование дают 16 уч. заведений (св. 14 тыс. уч-ся), вт. ч. училища: 2 пед., музыкальное и культуры (все — в Петрозаводске). В Петрозаводском ун-те (в 1990 — 10 ф-тов), Карел, пед. ин-те, а также в Петрозаводской консерватории (открыта в 1967 как филиал Ленинградской) обучается св. 9 тыс. студентов.
Лит.: Кучепатов Н. Г., Школа в до-рев. Карелии, Петрозаводск, 1956; его же, Нар. образование в Сов. Карелии, Петрозаводск, 1958; Афанасьева А. И., Великий Октябрь и становление сов. культуры в Карелии. 1918—1927, Петрозаводск, 1983; её же, Культурные преобразования в Сов. Карелии. 1928—1940, Петрозаводск, 1989; Культурное строительство в Сов. Карелии. 1926—1941. Нар. образование и просвещение. Док-ты и мат-лы, Петрозаводск, 1986.
А. Н. Трофимов, С. В. Бархатова.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.