- КАИРОВ
- Иван Андреевич [14(26).12. 1893, Рязань, — 29.10.1978, Москва], педагог, организатор нар. образования, д. ч. АПН РСФСР (1944) и АПН СССР (1967), дер пед. наук (1935), проф. (1929). Почётный дер Карлова ун-та в Праге (1969). Окончил естеств. отделение физ.-мат. ф-та Моск. ун-та (1917). С 1920 на адм. работе в органах управления совхозами, в 1923—34 зав. отделом с.-х. образования Мособлоно, а затем Главпрофоб-ра. В 1933—38 в аппарате ЦК ВКП(б)(в 1935—36 зав. сектором с.-х. образования школ). Одновременно с 1925 преподавал на Высш. пед. курсах при Моск. с.-х. академии им. К. А. Тимирязева, в Моск. агропед. ин-те (был также директором этих уч. заведений), в 1937—48 зав. кафедрой педагогики МГУ, МГПИ, Пермского пед. ин-та (1942—44). В 1946—6S през. АПН РСФСР, один из членов-учредителей и чл. През. АПН СССР (1967—71). В 1949—56 мин. просвещения РСФСР. В 1966—78 науч. руководитель лаборатории НИИ ОПВ АПН СССР.
В 20—30-е гг. активно участвовал в становлении сов. с.-х. образования, под его руководством была создана сеть высш. и ср. уч. заведений в СССР, разрабатывались планы и программы для них. Изучал опыт постановки с.-х. образования за границей, обобщив итоги в брошюре «Массовое с.-х. образование в Германии и Дании» (1929). Занимался также проблемами агропедагогики, пропаганды с.-х. знаний и организации уч.-воспитат. процесса в сел. школе.
Один из организаторов коллективной разработки учебника педагогики для вузов (изд. 1939, среди авторов E. Н. Медынский, Н. К. Гончаров, К. И. Львов и др.; переработанное изд. 1948 стало основой для стабильного учебника, в нём приняли участие также В. Н. Шацкая и Э. И. Мопосзон; затем вышло изд. 1956). Учебник сыграл позитивную роль в совершенствовании пед. подготовки студентов, его преимуществом явилось отражение теоретич. материала с учётом возрастных особенностей детей и передового пед. опыта. С нач. 40-х гг. возглавил пед. секцию уч.-метод, совета Наркомпроса РСФСР, один из организаторов АПН РСФСР, широкой сети эксперим. школ при ней, а также педагогических чтении. Руководил пед. лабораториями и опытной работой по иссл. проблем организации и воспитания дет. коллектива в школах Москвы и Яснополянской школе-интернате Тульской обл. Выступал за привлечение творческой интеллигенции к изучению проблем воспитания и обучения детей.
Один из инициаторов работы по использованию в практике сов. школы наследия деятелей отечественной и заруб, пед. мысли (в т. ч. Я. А. Коменского и А. В. Луначарского). Редактор (совм. с др.) собр. соч. А. С. Макаренко (1950- 1952 и 1957—58), пед. соч. Н. К. Крупской (1957—63) и С. Т. Шацкого (1962- 1965). Гл. редактор Пед. энциклопедии (т. 1—4, 1964—68), Пед. словаря (т. 1—2, 1960), а также журн. «Сов. педагогика» (1942—50). Одним из первых предпринял попытку обобщить опыт АПН РСФСР в «Очерках деятельности АПН РСФСР. 1943—1966» (1973). Эксперим. работа по нравств. развитию детей под его руководством обобщена в кн. «Азбука нравств. воспитания» (1975).
С о ч.: Как организовать школу крестьянской молодежи, [М.], 1926; С.-х. образование и агропомощь, М. — Л., 1928; Обществ.-агрономии, работа с.-х. школы, М. — Л., 1929; Спец. с.-х. образование в Германии, М., 1930; О дружбе детей, М., 1941; Идейно-полит, воспитание учащихся, М. — Л., 1947; Изучение учащихся в процессе их обучения и воспитания, М. — Л., 1947 (соавт.); Совр. проблемы пед. науки и роль науч. исследований, М., 1962; Слово о Макаренко. К 75-летию со дня рождения, М., 1963; А. В. Луначарский — выдающийся деятель социали-стич. просвещения, М., 1966.
Лит.: Колмакова М., И. А. Кай-ров (1893—1978), СП, 1983, № 12.
М. В. Богуславский.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.