- ИСЛАНДИЯ
(Island), Республика Исландия, гос-во на о. Исландия и мн. мелких о-вах в сев. части Атлантич. океана. Пл. 103 тыс. км2. Нас. 256 тыс. чел. (1990). Гос. яз.— исландский. Столица — Рейкьявик.
Первая епархиальная школа была открыта в 1056, вторая — через 50 лет. Обе
готовили гл. обр. священников. В 1542 при монастырях действовали 3 «школы для обучения чтению» детей и 2 «латинские школы». Первая светская нач. школа была открыта в 1775, но нач. обучение стало распространяться лишь во 2-й пол. 19 в, В 1880 альтинг (нац. парламент) принял закон об обязат. обучении чтению, письму и арифметике, по к-рому родители были обязаны сами обучать своих детей или направлять их в школы. К 1887 в нач. школах обучалось 460 учеников. В 1907 принят закон об обязат. шк. обучении детей 10—14 лет. Дети до 10 лет продолжали получать домашнее образование. По этому закону нач. школы были созданы во всех гор. населённых пунктах, в сел. р-нах учителя, переходя с фермы на ферму, работали с детьми в течение 6—12 нед. В гор. школах уч. год продолжался 6 мес. Закон. 1907 пересматривался и дополнялся в 1926, 1936 и 1946. Были установлены бесплатное обязат. шк. обучение для детей от 7 до 15 лет и 4-уровневая структура образования: начальное, 2 ступени среднего (I — 3 года и II — 4 года) и высшее.
Современная система образования основывается на законах «О ср. грамматич. школе» (1970), «Об объединённой ср. школе» (1973), «О едином нач. образовании» (1974), «О шк. системе» (1974) и включает единую 9-летнюю (базовую) школу, 4-летнюю среднюю, проф.-тех. уч. заведения, вузы. С 1982 обязат. образование 8-летнее для детей от 7 до 16 лет. Большинство школ государственные или гос.-муниципальные. Имеется неск. частных ср. школ. Обучение бесплатное во всех школах, финансируемых из обществ. фондов. Ассигнования центр. пр-ва на образование в 1988 составили 16,2% бюджета.
Управление народным образованием осуществляет Мин-во образования и культуры, к-рое определяет общее содержание обучения в нач. школе, примерное содержание каждого шк. предмета и примерную сетку уч. часов, предоставляя учителю свободу в выборе и адаптации уч. материала по своему предмету. Страна разделена на 8 уч. округов, в к-рых 152 шк. р-на (1987/88 уч. г.).
Дошкольное воспитание не входит в гос. систему образования. Существует 2 типа дошк. учреждений: дневные дошк. центры (для детей до 6 лет) и дошк. классы для детей 5—6 лет, организуемые по инициативе местных властей при единых нач. школах. В 1987/ 1988 уч. г, в этих классах обучалось св. 4,4 тыс. детей (св. 97% детей этой возрастной группы).
Обязат. образование уч-ся получают в единой 9-летней (базовой) школе (создана в 1974 объединением 6-летней начальной и I ступени средней школы). В отдалённых р-нах имеются гос. школы-интернаты. Уч. план базовой школы (9 лет) включает родной язык, математику, историю и географию, естествознание, религию, домоводство, рисование и труд, физич. воспитание, музыку и пение, дат. и англ. языки, факультативные предметы (10—14 ч в нед в 9-м кл.). Перевод учащихся в последующий класс производится независимо от их успеваемости. По окончании 9-го кл. уч-ся сдают гос. экзамены по родному языку, математике, дат. и англ. языкам, после к-рых могут поступать в ср. школу. В 1988/89 школах учились уч. г. в 217 базовых 37,8 тыс. чел.
Среднее образование дают общеобразовательные («грамматические» или «объединённые») или проф.-тех. школы. «Грамматич.» школы 4-летние. Предметы в уч. плане сгруппированы по 3 категориям: единые для всех учащихся (ок. 70% от общего уч. времени), альтернативные (не менее 20% ) и факультативные (не менее 10%). Профилирование обучения возможно по совр. и классич. языкам, обществ. наукам, математике, физике и естеств. наукам, музыке. Обучение заканчивается экзаменом на получение свидетельства об окончании ср. школы. 4-летние объединённые ср. школы создаются с 1975. Они представляют собой либо одну школу, в к-рой имеется неск. отделений, объединяющих осн. профили, существующие в общеобразоват. и проф.-тех. ср. школах, либо группу школ, сотрудничающих друг с другом и имеющих отделения по разл. профилям (общеобразоват., проф.-тех., с.-х., домоводческий, пед. и др.). В 1987/88 уч. г. в 8 грамматических и 9 ср. объединённых школах было ок. 9 тыс. уч-ся.
Профессионально-техническое образование осуществляется на базе 9-летней школы в проф. уч-щах со сроком обучения от 1 года до 3 лет (уч-ща по обработке рыбы, с.-х., гостиничного дела, почтовых служб и телекоммуникаций, медсестёр и др.), а также в 4-летних колледжах (мор. инженерный навигационный, средние коммерческие) и школах (иск-в и ремёсел, драматическая, балетная). В 1990/91 уч. г. во всех проф.-тех. уч-щах и колледжах обучалось св. 7 тыс. чел.
Высшее образование дают (1988/89 уч. г.) Исследоват. ун-т в Рейкьявике (осн. в 1911; 8 ф-тов, 4,3 тыс. студентов), новый ун-т в Акюрейри (1987; 2 ф-та), пед. колледж, а также нек-рые отделения техн. колледжа и с.-х. уч-ща, всего в вузах св. 5 тыс. студентов. Сроки обучения варьируются в зависимости от ф-та и специальности от 2 до 6 лет.
Педагогическое образование. Воспитателей дошк. учреждений готовит 3-летнее пед.уч-ще на базе ср. школы; учителей общеобразоват. предметов, труда и домоводства для 9-летней нач. школы — 3-летний пед. колледж на базе ср. школы; учителей физич. воспитания — 2-летний пед. колледж физич. воспитания; учителей музыки, пения и рисования соответств. пед. отделения Рейкьявикскрй муз. школы и школы искусств и ремёсел. Учителя ср. школ должны иметь университетское образование и пройти обязат. одногодичный курс пед. подготовки в ун-те. В 1988/89 уч. г. в системе подготовки учителей насчитывалось ок. 500 чел.
Пед. иссл. ведутся на ф-те обществ. наук ун-та, в пед. колледже, а также отделом пед. иссл. Мин-ва образования и культуры. Издаются 8 пед. журналов.
Лит.: Schools in Europe, В., [1968l; Clas-sification of educational Systems in OECD member countries. Iceland, New Zealand Portugal, P., 1975; Report on the Icelandic school System, Reykjavik, 1981. Ю. С. Алферов.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.