- ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ
свойство человека, выражающееся в настроенности на культуру, на разум, на понимание, в ощущении ценности и необходимости культуры. И. связана с пониманием явлений культуры как авторских законченных самоценных произведений, несводимых к проявлению нек-рых общих истин, законов, норм и т. п., с пониманием и острым ощущением важности этого особенного, ничем не заместимого авторского произведения. Поэтому И. неотделима от индивидуализма, т. е. от установки на индивидуальность. И. совсем не обязательно присуща только людям, занимающимся творчеством — интеллектуальным, в сфере культуры. Творческий потенциал не только однозначно не определяет И., но, как ни парадоксально это звучит, даже входит в противоречие с ней. Каждое творчество предполагает новаторство, разрушение традиции (преодоление её), максималистское утверждение своей правды за счёт других, нек-рый пафос. И. же всегда антипафосна, антиразрушительна, ориентирована на ценность культуры. Поэтому нек-рой огромной творческой силы писатели, учёные и т. п. не всегда интеллигентны. И. связана скорее с установкой на чужое творчество, на восприимчивость к чужой культуре, чем на созидание своей. Свойственные интеллигентным людям сострадательность, сочувствие, иногда трактуемые как слабость, вместе с тем составляют и их силу, к-рая заключается в способности не только говорить, но слушать и понимать др. человека. Это качество особенно важно в условиях стремит, темпа совр. жизни. Установка на понимание у интеллигента проявляется в разл. сферах его жизнедеятельности — интеллектуальной, творческой, бытовой. При встрече с др. людьми для него главным является не мгновенное действие, не эмоции, но прежде всего общение, желание понять собеседника. Интеллигентный человек видит в партнёре не средство и не предмет для воздействия, но носителя иного, и этим как раз ценного, мнения, иной потенциально ценной культуры. И. не совместима с нетерпимостью и непримиримостью по отношению к др. людям.
И. нерасторжимо связана с нравственностью, понимаемой не как комплекс моральных качеств и не как следование общепринятым заповедям и нормам, но как познание ценностей особенного, другого, установка на понимание. Способность интеллигента к пониманию явлений культуры как самоценных произведений проявляется в уважении в себе и других индивидуальности, неповторимости личности, а не общих социальных, нац. и др. черт. И. внеклассова и вненациональна, она заставляет человека преодолевать в себе нац. и др. ограниченность. Стремление понять, ощутить ценность каждой личности делает интеллигента защитником слабых и отверженных, он способен выступать против большинства, становиться одиночкой, полагающимся на свой страх и риск. И., если она является определяющим свойством личности, может вызвать трагич. чувство постоянного ощущения границы, к-рую необходимо, но невозможно преодолеть — границы между собой и др. человеком, между «своей» и иной культурой. Интеллигент особенно остро чувствует, что эту черту нельзя перейти, не сливаясь с другим на пути к общей цели, не превращая друтого в средство достижения своих или обществ. целей. Чувство преграды возникает также в момент необходимости, но невозможности немедленного действия, к-рое у интеллигента задерживается размышлением, рефлексией. Не-к-рая нерешительность, сдержанность, робость, к-рые часто связываются с внеш. обликом и манерами интеллигентного человека, объясняются именно установкой на понимание, размышление, сдерживающих его эмоции и активность.
И. не может возникнуть сама по себе, сформироваться в определ. период времени.Существует мнение, что нужен упорный нравств. опыт неск. поколений, создающих традиции, к-рые позволят ребёнку, юноше в полной мере впитать в себя дух истинной И. Интеллигентность — по сути идеал воспитания, к к-рому должно стремиться гуманное демокр. общество. Вместе с тем на формирование И. влияет множество факторов: уровень социального развития и культуры общества, социальная среда, системы воспитания.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.