- ЖЕСТОКОСТЬ ДЕТСКАЯ
причинение ребёнком страданий людям или животным. В отличие от жестокости взрослых Ж. д. не продиктована злыми намерениями. Маленький ребёнок может совершить жестокий поступок — разорить птичье гнездо, ранить товарища во время игры и т. п., не имея сознат. целью причинение боли и страдания. Он поступает так потому, что не знает свойств предметов и явлений, не представляет себе последствий своего поступка. Не обладая опытом расшифровки выразительных движений (гримасы, плач и т. п.), ребёнок не осознаёт положения, в к-рое ставит другое существо. Не научившись ещё пониманию и сопереживанию, он не способен оценить и прочувствовать чужие страдания. Он чаще всего действует необдуманно, импульсивно, самоконтроль у него развит слабо. Всё это, однако, не оправдывает Ж. д. и не устраняет необходимости соот-ветств. воспитат. воздействий.
Если предоставить ребёнку возможность действовать бесконтрольно, проявления жестокости станут для него привычными и его уже не остановят ни достаточный запас знаний, ни способность к самоконтролю. Результатом этого может стать перерождение Ж. д. в отрицат. черту личности, к-рая часто проявляется в противоправном поведении. Ребёнку, к-рый по неосторожности или незнанию проявил жестокость, следует доступно объяснить, какой вред он нанёс, вызвать у него переживание, заставить задуматься над своими поступками и их последствиями. Основная же линия пед. воздействий связана с воспитанием чуткости, доброжелательности и любви к людям и всему живому. В семье воспитат. воздействие несёт сама атмосфера взаимной любви и заботы, чуткого и предупредит, отношения к окружающим.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.