- ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ
Образована 7.5.1934 (с 1928 Биробиджанский авт. р-н). Входит в Хабаровский край Рос. Федерации. Пл. 36 тыс. км2. Нас. 220,9 тыс. чел. (1991). На терр. области проживают представители св. 100 национальностей; преобладают русские, украинцы; евреев-ок. 4%. Центр — Биробиджан.
В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 817 чел. с высшим и средним (полным и неполным) образованием. В отраслях экономики занято (1989) ок. 40 тыс. специалистов, в т. ч. ок. 11 тыс. с высшим и св. 28 тыс. со ср. спец. образованием.
Освоение совр. терр. области началось в 40-х гг. 17 в. С заселением края в 60-е гг. 19 в. появились казачьи школы: Ми-хайло-Семёновская, Раддевская, Екате-рино-Никольская. С 80-х гг. открывались церковно-приходские школы (к 1910 — 14 школ). В нач. 20 в. действовали также гор. нач. уч-ща, школы на ж.-д. станциях и при воинских частях, миссионерские школы (создавались с целью противодействия сектантству). В условиях малой численности населения и его рассредоточенности охват детей школой был незначительным. Грамотность населения (1897, перепись) не превышала 10% (в т. ч. женщин -ок. 4%).
После установления сов. власти (1922} началась ликвидация неграмотности. Открылись школы I ступени: в Екатерино-Никольском р-не — 10 (св. 560 уч-ся), в Хингано-Архаринском р-не — 7 (св. 1500), в Михайло-Семёновском р-не — III (св. 770). Действовали также 3 школы II ступени (ок. 800 уч-ся).
В нач. 1928 началось активное переселение евреев на терр. области, открылись первые 3 евр. школы (в 1936/37 уч. г. имелось 19 евр. школ; ок. 1,9 тыс. уч-ся).
В 30-е гг. в школах взрослых обучалось ок. 1 тыс. чел., в школах для малограмотных — св. 1,5 тыс. При общеобразоват. школах действовали также классы для неграмотных. К кон. 30-х гг. грамотность среди взрослого населения составляла 92,5%.
Первые дошк. учреждения появились в 1927. В 1931 открылись 2 евр. дет. сада (35 детей). К 1934 действовало 37 дет. садов (955 детей), в т. ч. 17 еврейских (479 детей). Создавались сезонные дет. площадки (в 1934 — 5 евр., 23 русские, 4 корейские и нанайские). К 1935 действовало 38 яслей-садов (900 детей). Во 2-й пол. 30-х гг. использование родных языков в воспитат. работе стало сокращаться и затем прервалось.
С введением нач. всеобуча в 1931 действовало 30 школ (св. 7,4 тыс. уч-ся), в 1937—113 (св. 15 тыс. уч-ся). В 1937/38 уч. г. действовало св. 30 неполных средних и 12 ср. школ. Однако евр. школы не были обеспечены соответств. программами. С 1937 уменьшалось кол-во евр. школ и классов, в 1949 была закрыта последняя школа в Биробиджане, в к-рой преподавание велось на идише; почти полностью уничтожен евр. фонд областной б-ки (в т. ч. и учебники для школ).
Подготовка пед. кадров велась в Биробиджанском пед. техникуме (осн. в 1932; 9 уч-ся, 7 преподавателей; в 1937 переименован в пед. уч-ще); в 1935—40 при нём имелось отделение для подготовки учителей евр. нач. школ (существовало до 40-х гг.).
В 1992 на терр. ЕАО действовало 180 дошк. учреждений (св. 16 тыс. воспитанников; 75% детей соответств. возраста). В 1992/93 уч. г. было св. 100 дневных общеобразоват. школ, в т. ч. ок. 30 нач., св. 20 неполных ср., 50 средних (всего ок. 31 тыс. уч-ся), 6 вечерних школ (500 уч-ся), 5 школ-интернатов. В 1991/ 1992 уч. г. открылась ср. школа-лицей. Обучение ведётся на рус. яз. Идиш изучается с 1988 в дет. садах и школах по желанию детей и родителей (в 25 группах — св. 300 детей), а также в воскресной школе. Взрослое население может изучать идиш (с кон. 80-х гг.) на курсах при евр. культурных об-вах, на семинарах и курсах при областном ИУУ. В 1990/91 уч. г. начата на факультативной основе подготовка учителей идиш в Биробиджанском пед. уч-ще. В 1991/ 1992 уч. г. начато введение идиша как языка преподавания в нач. школе и лицее.
В 1990 организован филиал НИИ нац. проблем образования Мин-ва образования Рос. Федерации, к-рый готовит науч.-метод. пособия по преподаванию идиша, разрабатывает модель школы в условиях многонац. региона. Изданы на идише «Букварь» X. Бейдера, С. Сандлера и др. (1982); «Книга для чтения» А. Вер-гелиса (1989); «Самоучитель языка идиш» С. Сандлера (1989).
Подготовка пед. кадров ведётся в Биробиджанском пед. ин-те (осн. в 1989); в составе дневного отделения 5 ф-тов: педагогики и методики нач. обучения; дошк. педагогики и психологии; филологический; математический; преподавателей англ. яз. и яз. идиш (400 студентов). В 1991/92 уч. г. открыт отдел заочного обучения (100 студентов) с ф-тами педагогики и методики нач. обучения, дошк. педагогики и психологии. Действуют 7 ПТУ (2,5 тыс. уч-ся) и 6 ср. спец. уч. заведений (техникумы: с.-х., механико-технол., маш.-строит.; училища: пед., мед., культуры) с 4,9 тыс. уч-ся. Имеются 6 домов учащейся молодёжи, 5 ДЮСШ, 1 худож. и 10 муз. школ, станции юных натуралистов, туристов, техников и др. В сфере образования занято св. 3 тыс. педагогов, в т. ч. в школах 2 тыс. учителей (св. 61% с высш. образованием). 16 учителям присвоено звание засл. учителя школы РСФСР.
Переподготовку пед. кадров осуществляет ИУУ (осн. в 1971; ежегодно св. 2 тыс. слушателей).
Лит.: Бакун Д., Школа Дальневост. края на социалистич. стройке, Хабаровск, 1931; Колосков Г., Из истории нар. образования на Д. Востоке, Хабаровск, 1957; Красильникова Л. В., Изменение социального состава учащихся и введение нач. всеобуча на Д. Востоке (1926—1932), в кн.: Из истории Д. Востока, Хабаровск, 1976; На берегах Бирмы и Биджана, Хабаровск, 1981. Т, А. Фаин.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.