ВСЕРОССИЙСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ СОЮЗ это:

ВСЕРОССИЙСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ СОЮЗ

(ВУС). Создан в апр. 1905 как проф.-политич. орг-ция «Всероссийский союз учителей и деятелей по народному образованию». Осн. цель — борьба за по-литич. свободы, передачу власти в руки народа, созыв Учредит. собрания, а также за коренную реорганизацию, демократизацию и децентрализацию нар. образования. В 1906 в Союз входили 16 тыс. членов. В годы Революции 1905—07 члены Союза участвовали в Окт. политич. стачке (1905) в Москве, Одессе, Симферополе, Ялте, Самаре и др. городах; пропагандировали среди населения идеи Союза; организовывали съезды (1-й в июне 1905; 2-й в дек. 1905; 3-й — в 1906, — 4-й — в июне 1907); осуществляли юрид. материальную помощь учительству (защита педагогов от произвола администрации, организация кассы взаимопомощи, взаимного страхования); содействовали повышению уровня проф. подготовки педагогов (через б-ки, лекции, кружки); создавали эксперим. уч. заведения, издавали лит-ру. Структура союза: съезд (высш. законодат. орган), Центр. бюро (ЦБ), центр. касса взаимопомощи. В состав ЦБ входили: В. П. Вахтеров, В. В. Водовозов, В. А. Гердт, Я. И. Ду-щечкин, В. И. Чарнолуский, Н. В. Чехов и др. При нём действовали комиссии: литературная (составление систематич. каталогов книг для самообразования учителей); педагогическая (разработка предложений по проблемам школы, уч. программам); по оказанию взаимопомощи. В 1907 союз выступил как проф. орг-ция и выдвинул осн. требования: введение всеобщего бесплатного и обязательного нач. обучения; обеспечение общедоступности обучения; преподавание на родном языке во всех типах школ; признание преподавания религии частным делом и исключение этого предмета из курсов обществ. школ; уничтожение всех ограничений и привилегий в области образования, связанных с социальным положением, национальностью, вероисповеданием; совместное обучение девочек и мальчиков; передача дела нар. образования органам местного самоуправления.

В 1908 в условиях обществ.-политич. реакции союз прекратил свою деятельность и возобновил её в апр. 1917 как ВУС, сохранив идейную преемственность с прежней оргцией, восстановив её структуру. В апр. 1917 в него входило св. 72 тыс., летом 1917 — 150 тыс. членов. В уставах, утверждённых 5-м (апр. 1917) и 6-м (август 1917) съездами, как цели и задачи союза провозглашались: созыв Учредит. собрания; демократизация управления просвещением, создание органов руководства нар. образованием при местном самоуправлении (прообраз созданных в 1918 Советов по нар. образованию); реализация принципа автономии школы (под ним понималось самоуправление, к-рое осуществлялось коллективом учителей, родителей, учащихся и общественностью; самоопределение школ в уч.-воспитат. деятельности, в т. ч. творческая разработка учителями планов и программ; избрание директоров школ и педагогов пед. коллективом; хоз. самостоятельность и др.); широкая и повсеместная поддержка учительского труда, борьба за интересы учительства.

Совет союза включил отделы: охраны труда; культурно-просветительный, законодательства по нар. образованию; редакц.-издательский; орг-ций союза и союзных групп; финансовый; культурной и материальной взаимопомощи.

В состав Совета входили: С. А. Золотарёв (пред, в апреле — июне 1917), Гердт (пред, с июня 1917), Вахтеров, Я. Я. Гуревич, H. H. Иорданский, А. П. Пинкевич, Чехов, И. Л. Цветков, Н. А. Челюсткин и др. ВУС играл активную роль в работе созданного по его инициативе Гос. к-та по нар. образованию Временного пр-ва, подготовившего материалы по реформе школы. Были установлены контакты с учительскими проф. орг-циями ряда заруб. стран.

Руководство ВУСа не приняло Окт. революции и не нашло взаимопонимания с Наркомпросом, оказывая сопротивление его начинаниям. Совет ВУСа вступил как проф. орг-ция во Всерос. к-т спасения Родины и революции, ставивший целью свержение сов. власти. В дек. 1917 — янв. 1918 ВУС организовал забастовку учителей, носившую в ряде городов всеобщий характер (напр., в Москве из 4 тыс. педагогов не приняло участие лишь 30 чел.), но не поддержанную сел. учительством. В марте — июне 1917 Совет рекомендовал своим членам тактику бойкота решений сов. власти и деятельности Наркомпроса. После 7-го съезда (июнь 1918), утвердившего предложения по реформе школы, наметилась тенденция к сотрудничеству членов ВУСа с Наркомпросом. Этому процессу способствовала публикация «Основных принципов единой трудовой школы» (1918), по сути отвечавших мн. требованиям ВУСа в области нар. образования.

Однако руководство Наркомпроса в мае 1918 приступило к ликвидации ВУСа. Пост. ВЦИК (23 дек. 1918) он был распущен, как контррев. орг-ция, закрыты его печатные органы — «Известия ВУСа», «Петроградский учитель», «Нар. учитель», «Учитель» (с 1917) и др. Наряду со справедливой критикой деятельности ВУСа, призывавшего учительство к саботажу и забастовкам, в пост, содержался и ряд неправомерных обвинений (напр., ВУС никогда не настаивал на обязательности преподавания закона Божия в школе, а также на нац. принципе воспитания в противовес идее интернационализма).

Лит.: Чарнолуский В. И., Учительские орг-ции в России, М., 1908; Золотарев С. А., Очерк по истории учительского объединения в России, [П.], 1915; Попова Н. В., К истории Всерос. учительского союза, М., 1917; Организац. принципы проф. объединения, М., 1918; VII делегатский съезд Всерос. учительского союза, М., 1918; Единая школа, М., 1918; Золотарев С., Голубев А., Шацкий С., Трудовая школа, М., 1918; Дмитриев С., Первый Всероссийский, НО, 1989, № 4. М. В. Богуславский.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Смотреть что такое "ВСЕРОССИЙСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ СОЮЗ" в других словарях:

  • Всероссийский учительский союз — (ВУС)         профессиональный учительский союз. Возник в апреле 1905 как Всероссийский союз учителей и деятелей по народному образованию. Руководящую роль в союзе играли сторонники буржуазных и мелкобуржуазных партий (кадетов, эсеров,… …   Большая советская энциклопедия

  • Всероссийский учительский союз — всерос. союз учителей и деятелей нар. образования, осн. в апр. 1905. Имел отделения: Моск., Северное, Вятское, Томское и др. Состоялось 4 съезда, распался в 1909. Вновь возродился в февр. 1917. Рук во союза выступало с резкой критикой… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Всероссийский учительский союз (ВУС) —     профессионально политическая организация. Осн. в 1905 как Всероссийский союз учителей и деятелей народного образования с целью организации борьбы за политические свободы, созыва Учредительного собрания, демократизации и децентрализации… …   Педагогический терминологический словарь

  • Союз учителей-интернационалистов —         объединение учителей Сов. России, активно пропагандировавших идеи социализма и интернационализма в первые годы Сов. власти. Основан в декабре 1917 в Петрограде, противостоял реакционному Всероссийскому учительскому союзу (См.… …   Большая советская энциклопедия

  • УЧИТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ в России — Первыми проф. орг циями учителей и воспитателей были ссудно сберегательные кассы и об ва взаимной помощи, появившиеся в 60 х гг. 19 в. Такие об ва были организованы в Одессе (1866), в Москве (1870) Об во воспитательниц и учительниц, в Рязани… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Список аббревиатур —   Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.   Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии …   Википедия

  • Учительские организации —     профессиональные организации педагогов и воспитателей. В России первыми У.о. были ссудно сберегательные кассы и общества взаимной помощи в Одессе (1866), Москве (1870 Общество воспитательниц и учительниц), Рязани (1882 Общество пособия… …   Педагогический терминологический словарь

  • Съезды педагогические( и по народному образованию) —     В России С.п. были одной из важных форм общественно педагогического движения. Они способствовали развитию педагогической мысли, консолидации учительства, стимулировали творческий поиск и обмен опытом. Первые С.п. начали проводиться в 60 е гг …   Педагогический терминологический словарь

  • ВУС — военно учётный стол воен. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. ВУС вспомогательная усилительная станция Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.:… …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • Чехов Николай Владимирович — [15(27).6.1865, Петербург, ‒ 8.11.1947, Москва], советский педагог, профессор (с 1923), доктор педагогических наук (с 1940), заслуженный деятель науки РСФСР (с 1940), действительный член АПН РСФСР (1944). После окончания в 1888 историко… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»