БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ это:

БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

общественно необходимый уровень общеобразоват. подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно-этич. ориентацию личности, формирование общекультурной основы её дальнейшего образования, гражд. и проф. становления.

В условиях научно-технич. революции распространение многообразных форм дополнит, образования, охватывающих и Значит. часть взрослого населения, усиливают приоритетную роль общеобразоват. подготовки. Вместе с тем школа теряет своё значение образоват. института, единственного для большинства населения страны. Это позволяет существенно пересмотреть содержание общего образования, освободив его от спец. вопросов, второстепенных с позиций общей культуры; снять со школы несвойственные ей функции спец. подготовки, реально обеспечиваемые в проф. уч. заведениях. Общекультурная направленность общего Б. о. способна расширить адаптивные возможности выпускников школы в процессе их становления в мире совр. произ-ва, требующего высокого уровня общего образования и развития человека и предполагающего проф. мобильность, необходимость переучивания и смены профессий.

Исторически сложившаяся технократич. ориентация сов. школы привела к заметному разрыву между реальными требованиями жизни и характером получаемого школьниками образования. В его содержании недостаточно и неполно представлены такие гуманитарные компоненты, как этика и психология, экономика и экология, иск-во.

Общекультурная направленность ср. образования требует включения в его содержание осн. областей общечеловеческой культуры с учётом возрастных возможностей учащихся. Это обусловливает определённое структурирование содержания образования, отвечающее необходимости познания окружающего мира как единства человека, природы и общества. Особая роль здесь отводится родному языку и математике как предметам, обеспечивающим возможность усвоения всего программного комплекса. Базовый характер шк. программы по отношению к системе непрерывного образования проявляется в том, что общее образование становится реальной опорой последующих форм общекультурной и проф. подготовки. Это возможно, с одной стороны, лишь при условии га-рантиров. достижения каждым выпускником школы определённого, заранее заданного базового уровня общеобразоват. подготовки, что обеспечивает эквивалентность общего образования, полученного в разных типах школ. По своему замыслу базовый уровень общеобразоват. подготовки призван определить и задать нижнюю границу результата общего образования. Возможность ограничиться этим уровнем при изучении нелюбимых или трудных предметов, обеспечивая достаточные пределы их усвоения, одновременно является важным фактором ликвидации перегрузки школьника. С др. стороны, только освободив ученика от непосильной суммарной уч. нагрузки, можно направить его усилия в область склонностей и интересов, способствуя развитию личности, формированию положит. мотивации учения. Такой подход к формированию уч. требований реализует демокр. способ разрешения дилеммы прав и обязанностей ученика в обучении, но предполагает смену традиц. стереотипов оценки качества образования (достижение школьником базового уровня общеобразоват. подготовки должно расцениваться как явный успех), широкое использование тестов достижения, зачётных форм контроля.

Для реализации развивающей функции обучения наряду с заданием базового уровня общеобразоват. подготовки необходимо зафиксировать уровни повышенной подготовки. Восхождение ученика по своеобразной «лестнице» деятельности от базового к повышенным уровням подготовки способно реально обеспечить школьнику постоянное пребывание в зоне ближайшего развития, обучение на индивидуально посильном уровне трудности, что оптимизирует развивающую функцию учения. Эффективная реализация такого подхода достигается повышением уровня обучения по сравнению с обязат. требованиями. При этом гласное обозначение базового уровня создаёт возможности индивидуального выбора содержания образования, превышающего этот уровень, в интересах развития ученика в соответствии со способностями.

Содержание Б. о. раскрывается в гибких программах для предметных областей (словесность, математика, естествознание и пр.). Уровневая дифференциация в программах (предусматривающая, в частности, разделение уровня обучения и базового уровня) осуществляется посредством явного указания желательных целей обучения с одноврем. фиксацией уровня обязат. подготовки. Эти два уровня задаются по отношению к итоговым результатам обучения на разных ступенях школы.

В соответствии с Законом Рос. Федерации об образовании (1922) Б. о. задаётся в системе гос. стандартов образования (включают федеральный и нац.-регион. компоненты), определяющих требования к уровню подготовки выпускников школы. Гос-во гарантирует получение бесплатного общего образования в основной (9-летней) школе в пределах этих стандартов. В. В. Фирсов.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Смотреть что такое "БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" в других словарях:

  • Базовое образование — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Базовое образование  понятие, используемое в сфере образования и науки, которое означает предыдущую ступень завершенного… …   Википедия

  • Базовое образование — это тот минимум общеобразовательной подготовки, который узаконен в государстве как всеобщий, обязательный и бесплатный. В настоящее время – это 9 летнее образование, даваемое детям в средней общеобразовательной школе. Базовое образование… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — совокупность установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения. Термин употребляется в двух значениях: 1) образование, ориентированное на освоение знаний и умений, минимально необходимых для жизни в… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Базовое образование —     общественно необходимый уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы её дальнейшего образования, гражданского и… …   Педагогический терминологический словарь

  • Базовое образование — общественно необходимый уровень общеобразовательной подготовки, предусматривающий разностороннее развитие и ценностно этическую ориентацию личности, формирование общекультурной основы ее дальнейшего образования. Базовый уровень… …   Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь

  • Базовое образование — совокупность способностей, установок, знаний и умений, составляющих основу для их дальнейшего приращения и обогащения …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • Образование в Хорватии — Обязательное восьмилетнее базовое образование в Республике Хорватия. Большинство школ Хорватии  государственные. Базовая школа включает в себя две ступени: первая ступень  четырёхлетняя, где обучение ведет только один преподаватель, и… …   Википедия

  • Образование в Египте — Юные египтяне за чтением …   Википедия

  • Образование Египта — Юные египтяне за чтением Университет Мансуры Система образования в Египте отличается высокой степенью централизации, она подразделяется на три этапа: Базовое образование (араб. التعليم الأساسى‎‎, Ат таалим аль асаси) Начальная ступень… …   Википедия

  • Образование в Бутане — Содержание 1 Среднее образование в Бутане 1.1 История развития системы среднего образования …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «БАЗОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»