- ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ
(Элеазар). [8(18). 6 1681, Киев, - 8(19). 2 1736, Петербург], церковный и обществ. деятель, ученый, писатель, педагог Образование получил в Киево-Могилянской академии, учился в Польше, Италии, с образоват. целью посетил др страны Зап Европы С 1705 преподаватель, с 1711 ректор Киево-Могилянской академии В 1716 по настоянию Петра I переехал в Петербург С 1718 епископ Псковский, с 1725 архиепископ Новгородский С 1721 вице-през Синода Сподвижник Петра I, идейный вдохновитель его преобразований, глава «ученой дружины» (А Д Кантемир, В H Татищев и др.), отстаивавшей начинания Петра I после его смерти
Развитие просвещения в России рассматривал как осн.условие процветания гос-ва, благосостояния граждан. Гл. роль в распространении образования отводил гос. власти Выступал за широкое распространение грамотности среди населения, в т.ч. среди крестьян, за право женщин на образование Ф II содействовал развитию шк. дела, распространению науч. знаний (был почитателем Ф Бэкона и Р.Д. екарта), печатанию светских книг. При Александро-Невском монастыре в Петербурге основал типографию (1720), в к-рой кроме богослужебной печаталась уч лит-ра, учредил (1721). «словенскую» школу (чтение, письмо, арифметика, грамматика, псалтырь, толкование Евангелия). Открыл в своем доме частную школу (1721), предназначенную для сирот.н. детей бедных родителей В ней преподавались церк. -славянский, лат.н. греч. языки, риторика, логика, «римские древности», арифметика, геометрия, география, история, рисование, музыка. Содействовал распространению школьного театра (еще в Киево-Могилянской академии в 1705 он написал пьесу «Владимир», положившую начало «просветительной» трагедии в России). В инструкции, разработанной Ф II для школы, был определен порядок у ч занятий и отдыха, давались наставления о поведении учеников в школе, общежитии и церкви и т.д. За 15 лет школу Ф II окончило 160 чел (в т.ч. будущие акад С К Котельников, А II Протасов, Г H Теплов).
В «Духовном регламенте» (1721). Ф II обосновал систему духовного образования - высшего (академии), среднего (семинарии), низшего (архиерейские школы), дал метод рекомендации по организации занятий и досуга учащихся Возражая против поспешности в деле учреждения Академии наук, Ф II предлагал предварительно открыть уч заведение («Петер-гартен»). для воспитания будущих академиков, но в период организации академии уже был в числе ее покровителей, участвовал в наборе учеников в Академическую гимназию.
Придавал большое значение мотивации обучения, указывал на необходимость разъяснять ученикам результаты изучения шк. дисциплин, чтобы они «видели берег, к к-рому плывут» Ф II - автор многочисленных пособий для школ Курсы поэтики, риторики, философии, математики, разработанные им в Киево-Могилянской академии, стали науч. вкладом Ф II в развитие этих дисциплин В 1720 написал «Букварь, или Первое учение отроком с Катехизисом», в предисловии к к-рому обосновал важность раннего воспитания детей Новшеством стали изложение материала «просторечием», замена текстов псалмов и молитв их толкованием В 1720—24 вышло 12 изд букваря, он использовался не только в церковных, но и в светских школах, переиздавался до сер 19 в.
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.