ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

вид деятельности учащихся, результатом к-рой является техн. объект, обладающий признаками полезности и субъективной (для учащихся). новизны Т.т. развивает интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к учебе и выбору профессии, приобретению практич. умений, развитию творч способностей и др.

Т.т. может рассматриваться в неск. аспектах как метод обучения и развития учащихся, как форма внеурочной работы и как массовое движение молодежи Как метод обучения Т.т. углубляет знания, развивает умение применять их в новых условиях Пути Т.т. разрабатываются педагогами с учетом данных психологии творческой деятельности Осн.путь организации его - создание проблемной ситуации и формулировка творческих задач конструкторского типа (см Конструирование, Моделирование).

По своему характеру Т.т. - процесс циклический, он включает ряд последо-ват этапов анализ исходных фактор и выдвижение проблемы, интуитивное построение гипотезы (осн.идеи будущего техн. решения), логич. развитие идеи и детализация проекта, воплощение проекта в рисунке, чертеже, модели, наконец, материальное - в натуре.

Центр момен Т.т. - нахождение гл. идеи техн. решения, требующей обоснования, расчетов и эксперим. проверки.

Положит. эмоции мобилизуют интеллектуальный потенциал и повышают продуктивность мыслит. деятельности. По данным Дж II Гилфорда, интеллектуальный потенциал человека определяется уровнем развития ряда элементарных способностей, таких, как чувство проблемы, способность установить причинную связь и предвидеть ход явления или действия механизма, способность к продуктивному дивергентному и конвергентному переносу идеи в образной, знаковой или семантической форме В уч. процессе творческие способности развиваются спец. «изобретательскими» упражнениями типа «черный ящик» (напр., по косвенным данным догадаться о принципе действия скрытого механизма). и др.

Этап осмысления и самостоят.формулировки проблемы может оказаться очень длительным, поэтому он чаще всего реализуется с помощью учителя Второй этап наиб. ценен для развития способностей, здесь важна самостоятельность учащихся Учителю предстоит найти пути к ознакомлению учащихся с нек-рыми эвристич методами, в т.ч. изобретательства (перенос, аналогия, комбинирование, утрирование и др.), а также с дополнит.н. справочной лит-рой Завершающий этап Т.т. - материальное осуществление проекта, проверка правильности найденного решения - имеет большое воспитат. значение Успешный результат дает учащимся чувство радости и удовлетворения, и, наоборот, слишком частые неудачи ведут к потере интереса.

Правильный подбор системы творческих упражнений и создание необходимых условий для достаточно быстрого и высококачественного выполнения проекта (использование спец. инструментов, совр. технологий, материалов и др.). способствуют возбуждению и поддержке мотивации учения и положит. эмоций у учащихся.

Т.т. широко применяется на завершающем этапе изучения тем по математике, информатике, труду и предметам естествознания. На уроке в зависимости от поставленной пед. цели Т.т. иногда достаточно ограничиться выдвижением идеи или принципа действия изобретения, в др. случаях следует добиваться выполнения расчетов, рисунка, чертежей, модели

На внеклассных занятиях, к-рые не ограничены программой и продолжительностью урока, возможно достижение подлинной самостоятельности учащихся на всех этапах работы и творческий замысел выполняется обычно в модели или в натуре Внеклассные и кружковые занятия Т.т. организуются в соответствии с возрастными особенностями и интересами. У детей мл школьного возраста еще нет сложившихся глубоких и целенаправленных интересов, они увлекаются техникой вообще Дети мл шк. возраста занимаются в нач кружках техн. моделирования.

В ср. шк. возрасте у учащихся обычно появляется интерес к определенным видам творчества, и они предпочитают занятия в авиамодельных, судомодельных, радиотехн. и др. кружках Содержание работы по Т.т. с учащимися этой группы часто определяется природным и производств окружением.

Учащиеся ст возраста, обладая уже достаточно обширными знаниями по математике, физике и др. предметам, проявляют интерес к науч. основам техники Они выбирают кружки физико-техн, радиоэлектроники, автоматики, вычисли Т.т. ехники и т.д. Учащимся ст классов по силам использовать в Т.т. приемы матем. и кибернетич моделирования.

Т.т. как массовое молодежное движение - одно из важных средств развития интеллектуально-творческого потенциала страны.

В России распространению Т.т. в 20—30-х гг способствовало создание гл. обр. профилированной сети внешк. учреждений - дет. техн. станций (первая открылась в 1926 в Москве, в 1939 переим в станции юных техников), к-рые стали консультационно-методическими центрами Организовывались выставки, конкурсы и др.

В 50-х гг Т.т. рассматривалось как одно из средств повышения научного уровня образования учащихся Школьники вовлекались в творческую работу в связи с углубленным изучением отд предметов (см Дифференциация обучения). Видные ученые акад С И Вавилов, И И Артоболевский, H Д Зелинский, А И Берг, II Л Капица, M А Лаврентьев, И К Кикоин, В M Глуш-ков и др. оказывали помощь школам и внешк. учреждениям в приобщении детей к Т.т. Возникали конструкторские бюро и науч. об-ва учащихся и др. В кон 7fr- 80-х гг движение Т.т. молодежи постепенно утратило массовость Осн.причинами этого были отставание технологии и методов кружковых занятий от уровня работы конструкторских бюро и индустр произ-ва, отставание техн. и материальной оснащенности Определенную роль играло и падение интереса к пед. деятельности со стороны руководителей кружков из-за неоправданно низкого престижа труда ученых и изобретателей, низкой оплаты труда. Вместе с тем мн разработки конструкторских коллективов студентов и учащихся, работающих в составе уч -науч. -производств комплексов, свидетельствуют о высокой результативности Т.т. Распространению опыта Т.т. способствуют журн «Наука и жизнь», «Юный техник», «Техника - молодежи», «Знание - сила», «Радио», «Физика в школе», «Моделист-конструктор» и др.

Лит Разумовский В Г, Развитие техн. творчества учащихся, M, 1961, его ж е, Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике, M, 1975, Горский В А Техн. творчество школьников, M, 1981, Волков И П, Приобщение школьников к творчеству Из опыта работы, M, 1982, Столяров Ю С, Техн. творчество школьников, M, 1984, Иванов Г И, Формулы творчества или как научиться изобретать, M, 1994 В Г Разумовский


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО" в других словарях:

  • ТЕХНИЧЕСКОЕ  ТВОРЧЕСТВО   — –  процесс  создания  нового  техникотехнологического  объекта,  включающий  систему  взаимосвязанных  этапов:  1) постановка конкретной  технико технологической идеи (проблемы) и выявление направления её решения, когда человеческий… …   Философия науки и техники: тематический словарь

  • ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО — деятельность человека, направленная на преобразование природы в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности, характеризующаяся новизной процесса деятельности и его результата, а… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Техническое творчество —     вид деятельности учащихся, результатом которой является технический объект, обладающий признаками полезности и субъективной (для учащихся) новизны. Т.т. развивает интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к учёбе …   Педагогический терминологический словарь

  • Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства)  уникальность его результата. Результат… …   Википедия

  • ТВОРЧЕСТВО — деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. В современной научной литературе, посвященной этой проблеме, прослеживается очевидное стремление исследовать конкретные виды Т. (в науке, технике, искусстве), его… …   Философская энциклопедия

  • Творчество —  Творчество  ♦ Création    Сотворить в строгом и абсолютном значении слова значит произвести нечто из ничего, вернее, из самого себя. Таков Бог – творец мира. В более широком смысле творчеством называют такой процесс производства, который создает …   Философский словарь Спонвиля

  • творчество —         ТВОРЧЕСТВО категория философии, психологии и культуры, выражающая собой важнейший смысл человеческой деятельности, состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в процессе культурной миграции.         Термин и понятие. Т.… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • творчество — сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? творчества, чему? творчеству, (вижу) что? творчество, чем? творчеством, о чём? о творчестве 1. Творчеством называется сознательное и свободное создание культурных, научных и материальных… …   Толковый словарь Дмитриева

  • Детское творчество —         В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и… …   Большая советская энциклопедия

  • ТВОРЧЕСТВО ТЕХНИЧЕСКОЕ — деятельность по созданию новой и совершенствованию старой техники и технологии, обладающей социальной значимостью [66, c. 363; 67, c. 393] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»