МОНАСТЫРСКИЕ ШКОЛЫ

МОНАСТЫРСКИЕ ШКОЛЫ

институт духовного наставничества в монашестве и проф. подготовки духовенства. В сер. 1-го тыс. до п. э. в буддийских монастырях Индии возникли своего рода шкалы, обучение в к-рых состояло из нравств. бесед о жизни Будды и его учеников, заучивания гимнов Вед и коллективных спевок. С утверждением христианства, и в особенности с деятельностью монашеского ордена бенедиктинцев (VI в.), связано становление М. ш. как важнейшего образоват. института в Византии и Зап. Европе периода раннего средневековья. Различались внутренние школы (scholae interio-res) — закрытые, интернатного типа, где обучались монахи и будущие служители церкви, и внешние школы (scholae extc-riores), располагавшиеся вне монастырской ограды, к-рые предназначались для мирян, не всегда стремившихся впоследствии получить духовный сан. В М. ш. принимались дети 5—7 лет, как правило, вне зависимости от их сословной принадлежности, что обусловило разнообразный социальный состав учащихся (аристократия, среднее дворянство, светские клирики, крестьянские дети). Во внеш. М. ш. преподавались основы грамотности (чтение, письмо, счёт), богослужебное пение, реже предметы тривиума (грамматика, диалектика, риторика). Внутр. М. ш. обычно давала более высокий уровень образования: изучали тривиум, а часто и квадривиум (арифметику, геометрию, астрономию, музыку), теологию. В лучших школах преподавались также медицина, греч. язык; предусматривалось чтение духовных и светских соч., в т. ч. антич. авторов. Отличит, особенностью образования в монастырях было преобладание кропотливого (нередко механического) труда по книгописанию и пере воду рукописей, хранившихся в монастырских б-ках. Практич. потребностями быта монастырей было продиктовано обучение ремёслам и начаткам агрономии во мн. М. ш. (как внутренних, так и внешних); с их деятельностью связывается появление первых с.-х. школ. В жен. монастырях образование девочек обычно ограничивалось чтением, письмом, пением; они обучались также рукоделию и жен. ремёслам.

В 13 в. монахи-францисканцы открывали в городах элементарные школы для детей из беднейших слоев населения и создали Значит. кол-во рукописных учебников и руководств. При сравнительно низком уровне обучения эти школы были более доступными и по численности учащихся намного превосходили бенедик-тинские школы.

Разновидностью М. ш. можно считать школы, готовившие певчих для хоров в капеллах Богородицы монастырских церквей, к-рые получили развитие в 13 в. в связи с распространением культа Девы Марии. Школы размещались в комнате или домике раздатчика милостыни, у ворот монастыря; хористы часто обеспечивались жильём и питанием. Гл. задачей этих школ было религ.-нравств. воспитание и обучение пению, преподавалась также грамматика. В Зап. Европе наиб. Значит. центрами образования были монастыри в Фульде и Хиршау (Германия); Туре, Корби, Беке, Клюни (Франция); Санкт-Галлене (Швейцария); Кентербери (Англия); Монтекассино (Италия). К кон. 12 — нач. 13 в. обучение сосредоточилось в осн. во внутр. школах и ориентировалось на потребности монастырей, ограничивая тем самым круг учащихся. Приоритетное положение в сфере общего образования перешло к более доступным для мирян соборным школам, создававшимся в это время в крупных городах. Однако М. ш. сохраняли своё образоват. значение вплоть до 14—15 вв., а в южнослав. странах -до 16 в.

В Др. Руси с 11 в. монастыри играли ведущую роль в развитии образования и письменности, однако М. ш. не были регулярным уч. заведением, а возникали по мере необходимости для обучения монахов или будущих клириков и могли состоять из 1—3 учеников, прикреплённых к наставнику. Одним из первых центров лит. работы (летописание, агиография) стал Киево-Печерский монастырь (осн. в 1051). В 12 в. при жен. монастырях открывали школы для девочек. Однако они не получили распространения. В 14 в. развивались школы Моск. , и подмоск. монастырей: Чудовского в Кремле, Богоявленского, Никольского, Спасо-Анд-роникова, Троице-Сергиева. Помимо элементарного образования, церк.-слав. языка, в них много внимания уделялось книгописанию. В 17 в. благодаря деятельности Моск. , просветителей Симеона Полоцкого, Епифания Славинецкого, Арсения Сатановского круг изучаемых предметов расширился до тривиума и частично до квадривиума (из предметов к-рого изучалась, как правило, арифметика). Преподавались древние языки, богословие, поэтика. В 1649 боярином Ф. М. Ртищевым было основано уч-ще при Андреевском монастыре, в к-рое для преподавания свободных иск- в были приглашены иноки из Киевских монастырей. С созданием братских школ, Киево-Моги-лянской и Моск. . Славяно-греко-лат. академий, развитием в 18 в. проф. образования монастыри частично утратили своё просветит. значение.

ЛитИванов К. А., Средневековый монастырь и его обитатели, П.; Т и — хомиров M. H., Средневековая Москва в XIV — XV вв., М., 1957; Карсавин Л. П., Монашество в ср. века, М., 1992; Power E., Medieval English nunneries с. 1275 to -1535, Camb., 1922; Walsh J. J., High points of medieval culture, Freeport (№, Y.), [1969]. M. M. Баришанская.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "МОНАСТЫРСКИЕ ШКОЛЫ" в других словарях:

  • Монастырские школы —     институт духовного наставничества в монашестве и профессиональной подготовки духовенства. В середине 1 го тыс. до н.э. возникли буддистские школы. С утверждением христианства, и в особенности с деятельностью монашеского ордена бенедиктинцев… …   Педагогический терминологический словарь

  • Монастырские школы —         возникли в середине 1 го тыс. в Индии в буддийских монастырях; с появлением христианства в 6 8 вв. получили распространение в Византии и странах Западной Европы при мужских монастырях. Существовало три основных типа М. ш.: пастырско… …   Большая советская энциклопедия

  • Монастырские школы — в 6 8 вв. получают распростр. в Византии и странах Зап. Европы при муж. мон. В Др. Руси М. Ш. готовили в осн. клириков для службы в церквах. Изучалось преим. богословие, в 17 в. также греч. и лат. яз., слав. грамматика, риторика. В 18 в. на… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Церковные школы — школы при крупных монастырях, епископских кафедрах, церквах и т.д., существовавшие в средневековой Зап. Европе со времени ее христианизации. Долгое время ц.ш. были единственными центрами обучения. Создавались они для поддержания господства… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • Соборные школы —         в эпоху средневековья средние учебные заведения при Соборах (епископских кафедрах) в крупнейших городах Европы. С. ш. давали более широкое образование, чем Монастырские школы и Церковно приходские школы, (чтение, письмо, грамматика, счёт …   Большая советская энциклопедия

  • Ламаистские школы —     религиозные учебные заведения, как правило, при монастырях, готовившие лам духовных наставников и руководителей, помогающих советами, совершающих различные обряды и оберегающих дом верующего от беды. Длительность и содержание обучения… …   Педагогический терминологический словарь

  • ГРАММАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ — 1) в Великобритании и нек рых странах брит. Содружества общеобразоват. ср. школы. Предшественниками Г. ш. в Великобритании были монастырские и кафедральные школы раннего средневековья, в к рых гл. место занимало изучение лат. грамматики. Лат.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ЛАМАИСТСКИЕ ШКОЛЫ — институт духовного образования в ламаизме. Ламаизм (форма сев. буддизма) распространялся в Тибете с 7 в. н. э., Монголии и соседних с ней землях с 16 в., в России среди народов Тувы, Бурятии и Калмыкии с 17 в. В сер. 17 в. на терр. Тибета было… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ МОНАСТЫРЬ НА СИНАЕ — [῾Ιερὰ Μονὴ ῾Αγίας Αἰκατερίνης τοῦ Θεοβαδίστου ῎Ορους Σινᾶ], автономный, самоуправляемый, муж., общежительный, расположен в юж. части Синайского п ова. Игуменом Е. в. м. является архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский (подробнее см. в ст.… …   Православная энциклопедия

  • Болгария — (България)         Народная Республика Болгария, НРБ (Народна република България).          I. Общие сведения          Б. государство в Юго Восточной Европе, в восточной части Балканского полуострова. На В. омывается Чёрным морем. Граничит на С.… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»