ЛАМАИСТСКИЕ ШКОЛЫ

ЛАМАИСТСКИЕ ШКОЛЫ

институт духовного образования в ламаизме. Ламаизм (форма сев. буддизма) распространялся в Тибете с 7 в. н. э., Монголии и соседних с ней землях с 16 в., в России среди народов Тувы, Бурятии и Калмыкии с 17 в. В сер. 17 в. на терр. Тибета было создано теократич. гос-во во главе с далай-ламой. Согласно учению ламаизма, у верующего должен быть духовный наставник и руководитель — лама, помогающий рекомендациями и советами, совершающий разл. обряды и оберегающий дом от беды. Численность лам достигала более трети всего населения. Родители старались хотя бы одного сына сделать членом высш. сословия — духовенства, т. к. лама имел авторитет и власть, был свободен от налогов и др. обществ. повинностей, подчиняя всю жизнь выполнению ре лиг. долга.

Л. ш. существовали, как правило, при монастырях, на фоне широкого развития индивидуального обучения (см. также Буддистские школы). Длительность и содержание обучения зависели от того, какого иерархич. уровня лам готовила школа. Пед. идеал включал требования к личным качествам ученика, знанию догматики и пригодности к проповеднич. и преподавательской деятельности. Распорядком Л. ш. предусматривался полный отказ воспитанников от своей воли и гордости и полное повиновение ламе.

Предварительно (до поступления в монастырь) ок. 1 года обучение грамоте, нач. культовым обрядам и молитвам проводилось ламой в семье. В возрасте 6 лет ребёнок становился послушником в монастыре, а затем занимался в нач. религ, школе, где совершенствовался в письме и знании культа, изучал поэтику, стилистику, синонимику и композицию текста, астрологию, основы хореографии и драмы (т. н. пять малых предметов). Давалось представление также о «пяти больших предметах» — языкознании, логике, медицине, технологии, философии. Мн. ламы не оканчивали и нач. школы, покидая её без получения подтверждающей их звание грамоты. Малообразованные ламы не имели права жить в монастырях и назывались «степными». Хотя формально подлинным ламой считался лишь прошедший весь курс монастырского обучения, однако уровень образованности лам часто был низким.

Способные ученики, имевшие нач. ре-лиг, образование, в возрасте 15—20 лет распределялись в монастырские (да-цанские) школы, к-рые представляли собой ср. ступень образования лам. В них изучалась «внутр. наука», т.е. ре-лиг.-филос. система буддизма. Дацанские школы делились на 3 класса: низший (5 лет, изучались логика и психология, язык, краткая история буддизма), средний (5 лет) и старший (4 года), включавшие религ. философию (этику, метафизику, гносеологию и др.) и канон монашеской дисциплины. Выпускники, сдав экзамен, получали спец. грамоту. После этого можно было поступить в высшую религ.-филос. школу, где в течение 7 лет повторялось и углублялось ранее пройденное, писались под контролем наставников самостоят. сочинения и комментарии к текстам буддийского канона. Окончившие её получали право поступить на богословские или филос. ф-ты (чжуд-да-цан, цаннид) при крупнейших монастырях, где обучались ещё 10—15 лет всему курсу наук и мистич. философии, предавались длительной и аскетически суровой медитации для «достижения состояния Будды». Выпускники в возрасте 50—60 лет получали высшие учёные степени.

В процессе обучения в Л. ш. наставники стремились обеспечить единство «взгляда», «созерцания», «поведения», т.е. теории и практики. Многоступенчатая дидактич. система предусматривала последоват. введение разл. методов и приёмов обучения от простой наглядности и поучительных примеров до диспутов, медитации и йогических средств.

Ряд Л. ш. функционирует и в 20 в. в Тибете и др. регионах распространения ламаизма.

В России первая высшая Л. ш. (цаннид) создана в сер. 19 в. при Цугольском дацане у агинских бурят (ныне Агинский Бурят, нац. округ в Читинской обл.). К кон. 19 в, в Забайкалье насчитывалось 32 школы с числом учеников от 100 до 300 в каждой (всего ок. 7 тыс.). В дальнейшем Л. ш. довольно продолжит, время сохраняли существенное значение для просвещения бурят вследствие медленного развития общеобразоват. сети в этом регионе, а также в силу влияния религ. и культурных традиций (в 1929 — 73 школы, насчитывавшие св. 4 тыс. уч-ся).

Лит.: Позднеев А. М., Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии, в кн.: Записки Имп. рус. геогр. об-ва по отд. этнографии, т. 16, СПБ, 1887; Труды Особого совещания по вопросам образования восточных инородцев, СПБ, 1905; Андреев В. И., Школьное образование у бурят во второй пол. XIX в., Иркутск, -- 1958; Кычанов Е. И., Савицкий Л — С., Люди и боги Страны снегов. Очерки истории Тибета и его культуры, Ми975; Даши ев Д. Б., Нек-рые социально-психол. аспекты культа наставника (по тибетским источникам), в кн.: Психол. аспекты буддизма, Новосиб., 1986; Источниковедение и текстология памятников средневековых наук в странах Центр. Азии, Новосиб., 1989; Рампа Т., Л о б с а и г, Третий глаз, Л. В. Г. Безрогое,

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ЛАМАИСТСКИЕ ШКОЛЫ" в других словарях:

  • Ламаистские школы —     религиозные учебные заведения, как правило, при монастырях, готовившие лам духовных наставников и руководителей, помогающих советами, совершающих различные обряды и оберегающих дом верующего от беды. Длительность и содержание обучения… …   Педагогический терминологический словарь

  • КАЛМЫКИЯ — Республика Калмыкия Хальмг Тангч, входит в Рос. Федерацию. Пл. 75,9 тыс. км2. Нас. 323 тыс. чел. (1989). Столица Элиста. В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 786 чел. с высшим и средним (полным и неполным)… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • НЕПАЛ — Королевство Непал, гос во в Юж Азии, в центр части Гималаев Пл 147,2 тыс км2 Нас ев 19 млн чел (1993) Офиц яз непальский (непали) Столица Катманду До сер. 19 в в Непале существовали лишь школы при буддийских монастырях и храмах, к рые содержались …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Монастыри — (от греч. monastērion келья отшельника)         в ряде религий общины монахов (мужские М.) или монахинь (женские М.), принимающие единые правила жизни (устав).          Древнейшие М. возникли в Буддизме в середине 1 го тыс. до н. э. в Индии.… …   Большая советская энциклопедия

  • МОНГОЛЬСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА — (Бугд Найрамдах Монгол Ард Улс) гос во в Центр. Азии; граничит с СССР (на С.) и КНР (на К)., З. и В.). Площ. 1565 тыс. км 2. Нас. 1120 тыс. чел. (1966). Св. 90% населения монголы, остальные казахи, тувинцы, китайцы и др. Столица Улан Батор. В адм …   Советская историческая энциклопедия

  • ЛАМАИЗМ — – форма позднего буддизма, которая господствует в Тибете, Внутренней Монголии (КНР), в МНР, отдельных районах Непала и Индии и монахов которой называют ламами (т.е. главными, верховными). Возник в Тибете в 8 в.; в 15 в. он получает свою… …   Философская энциклопедия

  • ламаизм в туве — региональная форма ламаизма, сложившаяся на территории Тувы в 18 19 вв.Знакомство тувинцев с буддизмом произошло в13 14 вв., когда Тува входила в состав Монг. империи. Самые ранние будд., обнаруженные археологами на территории Тувы, датируются 13 …   Буддизм

  • АГИНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ — субъект Российской Федерации. Территория: 19 тыс. кв. км. Центр: пос. городского типа Агинское (9,4 тыс. чел. 1999). География: округ находится в центре юго вост. части Читинской обл., в пределах юго вост. Забайкалья. Он занимает лесостепную и… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»