ЛОКК (Locke) Джон это:

ЛОКК (Locke) Джон
(29.8.1632, Ринг-тон, — 28.10.1704, Отс), англ, философ, полит, мыслитель и педагог. Род. в пуританской семье. Окончил Оксфордский ун-т. С 1668 чл. Лондонского королевского об-ва. Активно участвовал в полит, борьбе периода Реставрации. В 1683 эмигрировал в Голландию; после гос. переворота 1688—89 в Англии (т. н. Славная революция) вернулся на родину.

В осн. филос. труде («Опыт о человеческом разуме», 1690; рус. пер. 1898) Л. разработал эмпирич. теорию познания, исходным пунктом к-рой является принципиальный отказ от концепции существования врождённых идей и обоснование опытного происхождения человеческого знания. По существу, именно отрицание врождённых идей и апелляция к опыту делали возможной постановку вопроса о решающей роли воспитания в формировании человеческой личности и о значении среды в процессе воспитания. При этом Л. не отрицал врождённой предрасположенности отд. индивидов к тому или иному кругу способностей, более того, в ряде случаев расширительно толковал сферу проявления такой предрасположенности. Вместе с тем он был убеждён, что от рождения большинство людей одинаково стремятся к счастью и питают отвращение к несчастью, одинаково наделены разумом и способностями, а последующие различия между ними определяются по преимуществу различием жизненных условий и воспитания. Душа человека — белая бумага, «без всяких знаков и идей», заполнить к-рую надлежит воспитанием.

Пед. система Л., изложенная в трактатах «Нек-рые мысли о воспитании» (1693), «О пользовании разумом» (изд. в 1706) и др., ориентирована на воспитание «делового человека», «джентльмена». Она органически сочетает в себе три аспекта — физич. воспитание, воспитание души (или нравственное воспитание) и образование. Поскольку, по Л., цель жизни, а следовательно, и воспитания заключается в обеспечении счастья индивида, т.е. такого состояния, к-рое может быть выражено формулой «здоровый дух в здоровом теле», то нач. предпосылкой формирования личности, становления воли и характера является забота об укреплении здоровья ребёнка. Л. даёт практич. рекомендации по закаливанию и выработке выносливости, умеренности.

Основу нравств. воспитания Л. видел в выработке правильного представления о добродетели. Нравств. воспитание теснейшим образом сопрягается с воспитанием разума, высшей инстанции, к к-рой прибегает человек, определяя своё поведение. Соединённая с разумной мудростью добродетель ассоциируется у Л. с полезностью; её отличает умелое и предупредит, ведение дел, способность сочетать стремление к личному счастью и благополучию с аналогичными стремлениями др. индивидов, умение в необходимых случаях отказаться от удовлетворения своих желаний и страстей и, следуя велению разума, действовать наперекор им. Утилитарная и индивидуалистич. трактовка добродетели заставляла Л. искать критерии её истинности в Боге, представление о к-ром (ввиду отсутствия врождённой идеи Бога) Л. считал необходимым запечатлеть в душе ребёнка в самом раннем детстве.

Задачам нравств. воспитания подчинена и образоват. программа Л., цель к-рой заключается в развитии у учащихся способностей к самостоят, суждениям и умозаключениям, а также сообщении нач. сведений по разл. дисциплинам, что позволило бы им со временем более основательно заняться любой областью знаний по собств. выбору. В представлении Л. добродетельный, разумный и искусный в ведении своих дел человек гораздо предпочтительнее, чем великий учёный, лишённый таких качеств.

Разрабатывая методы воспитания и образования, Л. подчёркивал необходимость постепенного и последоват. формирования у воспитанника устойчивых положит, привычек, отводя при этом решающую роль (в сравнении со словесными наставлениями) примеру самого наставника и др. людей. По мнению Л., в процессе воспитания следует избегать как физич. наказаний, так и особых поощрений и наград. В первом случае достигается рабское послушание, к-рое постепенно формирует рабский характер, во втором — поощряется влечение воспитанника к наградам, а не к тому, за что они даются. Честь и позор — вот те могущественнейшие стимулы души, на к-рые следует опираться в процессе воспитания. Вместе с тем Л. допускал физич. наказание в исключит, случаях, когда необходимо сломить упрямство и открытое неповиновение авторитету учителя. Л. обращал внимание на важность индивидуального подхода к учащимся с учётом их психол. склада, наклонностей, возраста и уровня развития, подчёркивал роль игры в процессе обучения (особенно в мл. возрасте), необходимость строить уч. процесс в расчёте на любознательность учащихся и пробуждение интереса к изучаемому предмету, постепенное восхождение от простого к сложному.

Отвергая схоластич. систему образования, Л. стремился придать обучению практич. характер. Помимо чтения и письма на родном языке он считал необходимым для джентльмена изучение франц. яз. в латыни, а также арифметики, географии, хронологии, истории, геометрии, астрономии, законоведения, натурфилософии (к-рой должно предшествовать чтение библейских текстов). Наряду со светским воспитанием (танцами и верховой ездой) будущий джентльмен должен усвоить неск. ремёсел, особенно тех, к-рые связаны с ручным трудом на открытом воздухе, получить навыки в стенографии и счетоводстве, необходимые для ведения хоз. дел. Своеобразная программа «трудового воспитания» джентльмена учитывала потребности бурж. общества в деловых, инициативных людях.

Л. полагал, что «истинный джентльмен» должен быть воспитан дома, с привлечением добропорядочных и компетентных наставников и учителей. Семейное воспитание, по его мнению, исключало возможность дурного влияния среды, случайных товарищей, плохих учителей и позволяло создать упорядоченную, «нравств.» среду, в к-рую помимо учителей могли быть включены др. «талантливые и благовоспитанные» люди. Эта идея являла собой своеобразную утопию, сводящую проблему совершенствования общества к проблеме воспитания «нравств.» индивидов, к-рые в сумме и могут составить идеальное «нравств.» общество.

В «Записке о рабочих школах» (1696) Л. предлагал создать для детей из бедных семей спец. сеть приютов, где они обучались бы к.-л. практич. ремеслу.

Пед. теория Л., как и всё его мировоззрение, оказали плодотворное воздействие на филос. и воспитат. идеи деятелей Просвещения. В России Л. стал известен в сер. 18 в. прежде всего как педагог, учение к-рого позволило М. В. Ломоносову назвать его в числе «премудрых человечества учителей».

Соч.: Works, v. 1 — 10, L., 1801; Educa-tional writings, ed. by J. W. Adomson, Camb., 1922; в рус. пер.: Избр. филос. произв., т. 1—2, М., 1960; Пед. соч., М., 1939; Соч., т. 1—3, М., 1985—88.

Лит. Э Нарский И. С., Философия Дж. Локка, М., 1960; Заиченко Г. А., Джон Локк, M., 19882 (библ.). В. М. Карев.. ЛОКТЕВ Владимир Сергеевич [28.4 (11.5). 1911, Москва, — 11.11.1968, там же.), хоровой дирижёр, педагог, композитор. Засл. деят. иск— в РСФСР (1954), проф. (1967). В 1942 окончил Моск. консерваторию. С 1941 организатор и худож. руководитель Ансамбля песни и пляски (с 1968 имени Л.) Моск. гор. дворца пионеров. Ученик дирижёра Н. М. Данилина и пианиста и композитора М. Р. Раухвергера. Влияние на Л. оказали идеи Б. Л. Яворского. Свои творческие устремления Л. реализовал в созданном им ансамбле. Собрав детей в самое тяжёлое для страны время, музыкант сумел создать коллектив, для к-рого ведущим стало выявление и формирование худож. способностей ребёнка. Участникам ансамбля предоставлялась возможность попробовать себя в разл. видах худож.-муз. деятельности: танце, пении, игре на инструментах. Такая возможность способствовала выявлению наиб, характерных способностей каждого участника ансамбля, разностороннему развитию личности. Вместе с тем в деятельности ансамбля формировался творческий коллективизм и взаимовыручка на последовательно проводимых Л. принципах сотрудничества и сотворчества наставников и воспитанников. Эстетич. концепция ансамбля опиралась на светлое, оптимистич. восприятие мира детьми, воспитание любви к родине, дружбы между народами.

Ансамбль Л. стал известным исполнительским коллективом, подлинной школой эстетич. воспитания детей; выступал во мн. городах СССР и за рубежом. По его образцу был создан ряд дет. муз. коллективов, во многом воспринявших и репертуар ансамбля.

С 1948 Л. преподавал в муз. пед. ин-те им. Гнесиных. Автор музыки св. 50 песен, в т. ч. «Родная страна», «Песня о Родине» (обе на слова О. Высотской), «День счастливый» (слова А. Босева), а также мно-гочисл. обработок песен для дет. хора.

Лит.: Крючков В., Локтев и локтев-цы, М., 1975. С. Н. Морозова.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Смотреть что такое "ЛОКК (Locke) Джон" в других словарях:

  • ЛОКК (Locke) Джон — (29 августа 1632 Рингтон 28 октября 1704, Отс), английский философ. Вехи жизни и творчества Происходил из семьи мелкого судейского чиновника. Получил философское и медицинское образование в Оксфордском университете. В 60 е годы занимался… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЛОКК (Locke) Джон — (1632 1704) английский философ, основатель либерализма. В Опыте о человеческом разумении (1689) разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, утверждал: все человеческое знание проистекает из опыта. Развил… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Локк (Locke) Джон — (29.08.1632, Рингтон 28.10.1704, Отс) английский философ, психолог, педагог, создатель основ эмпирической психологии. Биография. Родился в пуританской семье мелкого землевладельца. Окончил Вестминстерскую школу, колледж в Оксфорде, где затем… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЛОКК (Locke) Джон — (Locke) Джон (1632–1704), англ. философ, создатель идейно полит. доктрины либерализма. Преподавал в Оксфорде, был секретарём и переводчиком мед. трудов Т. Сиденгама, в 1668 избран в Лондонское корoлев. об во, с 1667 домашний врач, затем… …   Биографический словарь

  • Локк (Locke), Джон — (1632 1704)     английский философ, политический мыслитель и педагог. С 1668 член Лондонского королевского общества. В осн. философском труде ( Опыт о человеческом разуме , 1690; рус. пер. 1898) Л. разработал эмпирическую теорию познания,… …   Педагогический терминологический словарь

  • ЛОКК — (Locke) Джон (1632 1704) англ. философ и политический мыслитель, разработал эмпирическую теорию познания и идейно политическую доктрину либерализма. Род. в пуританской семье. Окончил Вестминстерскую школу и колледж Крайст Черч Оксфордского ун та …   Философская энциклопедия

  • Локк Джон — (Locke) (1632 1704), английский философ, создатель идейно политической доктрины либерализма. Преподавал в Оксфорде, был секретарем Т. Сиденгама и переводчиком его медицинских трудов, с 1667 домашний врач, затем секретарь лорда Эшли (графа… …   Энциклопедический словарь

  • Локк Джон — Локк (Locke) Джон (29.8.1632, Рингтон, ≈ 28.10.1704, Отс), английский философ просветитель и политический мыслитель. Разработал эмпирическую теорию познания и идейно политическую доктрину либерализма. Родился в пуританской семье мелкого… …   Большая советская энциклопедия

  • Локк, Джон — Джон Локк. ЛОКК (Locke) Джон (1632 1704), английский философ, создатель идейно политической доктрины либерализма. В “Опыте о человеческом разуме” (1690) разработал эмпирическую теорию познания. Отвергая существование врожденных идей, утверждал,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ЛОКК — (Locke) Джон (29.08.1632 28.10.1704, Уайт) английский философ просветитель, основоположник социально политической доктрины либерализма. В основе социальной философии Локка лежат идеи естественного права и общественного договора ,… …   Энциклопедия социологии

Книги

  • Локк, Джон, Jesse Russell. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Внимание! Книга представляет собой набор материалов из Википедии и/или других online-источников.… Подробнее  Купить за 1125 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»