БУДДИСТСКИЕ ШКОЛЫ

БУДДИСТСКИЕ ШКОЛЫ

институт духовного образования в буддизме. Возникли с распространением буддизма как религ.-филос. учения (6 в. до н. э., Индия), преим. при монастырях. В разные периоды были многочисленны в регионах Южной и Юго-Вост. Азии, Д. Востока (Индия, Китай, Корея, Япония и др.), во мн. странах оказались первыми образоват. учреждениями. Б. ш. играли важную роль в древних и средневековых азиатских обществах, т. к. считалось, что подлинное познание и приобщение к учению Будды возможно именно через прочтение ряда канонических книг. Обучение в Б. ш. было иерархизировано и дифференцировано по содержанию. Наряду с общим минимумом предметов (алфавит, грамматика, изучение нач. ка-нонич. книг, счёт и др.) предусматривались существенные различия в образовании мирян и будущих монахов. Миряне, обучавшиеся в монастырях, получали подготовку в сфере предполагаемой будущей деятельности. Духовное образование рассматривалось как «восхождение» учеников от ступени к ступени до чтения сложнейших теолого-филос. сочинений. В зависимости от статуса монастыря при нём существовала начальная или высшая Б. ш. В школы принимались дети в возрасте 5—8 лет без учёта их сословно-кастовой принадлежности; обучение продолжалось до 15—25 лет, велось на местных языках. Буддийские монахи выработали последовательную пед. систему, учитывавшую возрастные особенности детей. Она основывалась на следующих принципах: возможно меньшее кол-во учеников у одного наставника; достижение духовной близости ученика и учителя; отрицание искусств, стимулирования образоват. процесса, т.е. ответы лишь на те вопросы, к-рые актуальны для ученика в данный момент; комплексное развитие ума, нравственности, памяти, физич. культуры. Для достижения требуемого пед. идеала использовались многочисл. приёмы воздействия и взаимодействия учителя и воспитанника, в т. ч. логические познават. задачи, построенные на парадоксах (коаны), самосозерцание, медитация.

В странах, где распространён буддизм, Б. ш. существуют в модифициров. виде и в 20 в. От Б. ш. следует отличать разл. образоват. учреждения, функционирующие в местах распространения буддизма, но не имеющие буддийской доктриналь-ной направленности, а также гос. и иные уч. заведения, в преподават. практику к-рых вводятся элементы буддийской педагогики.

Лит.: Семека Е. С., История буддизма на Цейлоне (Сангха в древности и в ср. века), М., 1969; Кудрявцев М. К., Буддийский ун-т в Наланде, в кн.: Страны и народы Востока, в. 14, Индия — страна и народ, кн. 3, М., 1972; Леонов А. Ф., Становление и развитие буддийской системы воспитания и образования в средневековом Непале, в сб.: Очерки истории школы и пед. мысли древнего и средневекового Востока, М., 1988; М о о k er j i R. K., Ancient Indian

«Подарок детям или новая Российская Азбука с XXXII раскрашенными картинками», СПБ, 1828. Разворот. education, L., 195l2; Braun C., Buddhistische Erziehung. Ein Weg der Selbsterziehung des Menschen, W., 1985. ?. Г. Безрогое.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "БУДДИСТСКИЕ ШКОЛЫ" в других словарях:

  • Буддистские школы —     институт духовного образования в буддизме. Буддизм одна из трёх (наряду с христианством и исламом) мировых религий. Возник в Др. Индии в 6 5 вв. до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (Будда). В центре буддизма учение о 4… …   Педагогический терминологический словарь

  • Монастырские школы —     институт духовного наставничества в монашестве и профессиональной подготовки духовенства. В середине 1 го тыс. до н.э. возникли буддистские школы. С утверждением христианства, и в особенности с деятельностью монашеского ордена бенедиктинцев… …   Педагогический терминологический словарь

  • ЛАМАИСТСКИЕ ШКОЛЫ — институт духовного образования в ламаизме. Ламаизм (форма сев. буддизма) распространялся в Тибете с 7 в. н. э., Монголии и соседних с ней землях с 16 в., в России среди народов Тувы, Бурятии и Калмыкии с 17 в. В сер. 17 в. на терр. Тибета было… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Буддизм в Индии — Храм Махабодхи, одно из четырёх священных мест, имеющих отношение к жизни Будды Гаутамы. Первый храм на этом месте был построен ещё при императоре Ашоке в III веке до н. э., тогда как существующий сейчас  в V VI веках н. …   Википедия

  • НЕПАЛ — Королевство Непал, гос во в Юж Азии, в центр части Гималаев Пл 147,2 тыс км2 Нас ев 19 млн чел (1993) Офиц яз непальский (непали) Столица Катманду До сер. 19 в в Непале существовали лишь школы при буддийских монастырях и храмах, к рые содержались …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ПАКИСТАН — (Pakistan), Исламская Республика Пакистан, гос во в Юж. Азии. Пл. 796,1 тыс. км2. Нас. 113,78 млн. чел. (оценка, 1991), более 90% мусульмане. П. многонац. гос во. Офиц. языки УРДУ и английский. Столица Исламабад. П. федерация, состоящая из… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • АФГАНИСТАН — Исламское Государство Афганистан, гос во в Азии. Пл. 647,5 тыс. км2. Нас. 16,7 млн. чел. (1988, оценка; св. /2 афганцы). Гос. языки пушту и дари. Столица Кабул. В доисламский период на терр. А. господствующим вероучением был зороастризм, к рый… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Древний Восток — (воспитание и обучение)     Термином Д.В. принято обозначать все цивилизации Древнего мира, за исключением греко римской (см. Античность). Некоторые цивилизации (индийская, китайская) продолжали развиваться и после завершения эпохи древности (1 в …   Педагогический терминологический словарь

  • ТАЙЛАНД — Королевство Таиланд (до 1939 и в 1945 48 офиц. назв. Сиам), гос во в Юго Вост. Азии. Пл. 514 тыс. км2. Нас. св. 57 млн. чел. (1994); более половины составляют тай цы; живут также китайцы, малайцы и др. Офиц. яз. тайский, гос. религия буддизм.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • МЬЯНМА — Союз Мьянма, гос во на Ю. В. Азии, Пл. 678 тыс. км2. Нас. 38,6 млн. чел. (1988, оценка). Офиц. яз. бирманский. Столица Янгон (Рангун). До брит, колонизации (с нач. 19 в.) М. была страной со сравнительно высоким уровнем грамотности. Каждый мальчик …   Российская педагогическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»