БЕЛЬГИЯ

БЕЛЬГИЯ

(франц. Belgique, флам. Belgie), Королевство Бельгия, гос-во в Зап. Европе. Пл. 30,5 тыс. км2, нас. 9,88 млн. чел. (1988). Офиц. языки — франц., нидерл. и немецкий. Столица — Брюссель.

Первые монастырские школы возникли на терр. Б. в раннем средневековье. В период владычества Испании (1516—1713) были открыты иезуитские школы. В 1714—95 Б. — владение Австрии. В этот период получило развитие нач. обучение, вместо иезуитских созданы ср. школы по австр. образцу — терезианские коллегии, открывались учительские семипарии. После Брабантской революции 1789 франц. власти заменили терезианские коллегии центр. школами, к-рые, несмотря на кратковрем. существование, оказали Значит. влияние на организацию просвещения, на распространение в школах преподавания естеств.-матем. дисциплин. После присоединения белы, провинций к Нидерландам (1815) увеличилось число гос. нач. и ср. школ; были открыты ун-ты в Генте и Льеже.

С завоеванием независимости (1830) началось создание нац. системы просвещения, осложнявшееся, однако, отсутствием общенац. языка, этнич. и религ. различиями между населением отд. регионов Б. Конституция 1831 провозгласила свободу всех бельгийцев в получении образования и невмешательство гос-ва в дела отд. конфессий. Белы, система просвещения формировалась в обстановке многочисл. т. н. школьных войн, часто приобретавших религ. и полит. окраску. В результате уже в кон. 19 в. провинции и общины получили права на Значит. автономию в организации обучения, в создании конфессион. школ; частные уч. заведения стали пользоваться гос. субсидиями. По закону 1879 органы местного самоуправления были обязаны открывать при нач. школах дет. сады и др. учреждения дошк. воспитания. В 1914 введено обязат. обучение детей в возрасте 6—14 лет. В 1-й пол. 20 в. расширилась сфера ср. образования, к-рое давали королевские ате-неумы (по типу классич. гимназий), про-винц. и частные коллежи и др. В 1957 и 1971 реформирована ср. школа: введены 2 системы обучения — традиционная и новая. В 1983 возраст обязат. обучения увеличен до 18 лет. С переходом Б. к федеративным принципам гос. устройства (кон. 80-х гг.) осн. полномочия в области образования и культуры переданы исполнит, органам сообществ.и регионов. Сохраняется единое шк. законодательство.

Современная система образования. Система образования охватывает дошк. учреждения для детей до 6 лет, 6-летнюю нач. школу (возраст обучения 6- 11 лет), 6-летнюю ср. школу, проф. и высшие уч. заведения. В Б. существуют 3 языково-культурных сообщества: фламандское (57% населения; нидерл. яз.), валлонское (42%; франц. яз.), немецкое (ок. 0,5%); особое место занимает столица — Брюссель, имеющий статус двуязычного региона (преподавание в школах осуществляется на родном языке учащихся — французском или нидерландском). Действует 2 системы образования — государственная и частная. Гос. уч. заведения находятся в ведении мин— в образования, отдельных для нидерл. и валлонского регионов. Во 2-й пол. 80-х гг. гос. школы составляли во флам. сообществе ок. 30% их общего числа, а в валлонском и немецком св. 50%. Среди частных уч. заведений 95% — конфессиональные; большинство их находится в ведении Нац. секретариата католич. образования. На нужды образования расходовалось св. 6% ВНП.

Дошкольные учреждения — ясли до 2,5 лет, материнские классы (дет. сады) для детей 2,5—6 лет. В 1987 в 4 тыс. дошк. учреждений было 390 тыс. воспитанников (из них 240 тыс. — в частных).

Общее образование. В основу обучения в 6-летней нач. школе для детей 6-И лет положены методы т. н. центров интересов, разработанные белы, педагогами, в т. ч. О. Декроли. Уч. программы включают 2 гос. языка, математику, охрану окружающей среды, физику, эстетику, физкультуру, музыку. После получения свидетельства об окончании нач. обучения ученик переводится в ср. школу.

Средняя школа 6-летняя, включает в себя 3 двухгодичных цикла. Первый цикл — наблюдение (единая общеобразоват. подготовка). Обязат. предметы: религия или светская мораль, родной язык, второй гос. язык, математика, естеств. и гуманитарные науки, физкультура, технол. подготовка, худож. воспитание. Второй цикл — ориентация. На основании пед. наблюдений и по согласованию с родителями школьников ориентируют на изучение точных, прикладных или гуманитарных наук. Занятия идут по т. н. гибкому расписанию. На обязат. предметы (религия или мораль, языки, история, география, физич. воспитание) отводится фиксиров. уч. время, увеличивается число занятий по дисциплинам, на к-рые ориентируется та или иная группа учащихся. Одновременно ведётся проф. ориентация. Третий цикл — специализация. В соответствии с избранным направлением для школьников составляются программы, позволяющие им совершенствовать свои познания в науках, к к-рым они проявили наиб. склонность. Сохраняется и т. н. традиционная ср. школа, к-рая охватывает 2 трёхгодичных цикла: 1—3-е кл. на классич., совр. или техн. отделении, 4—6-е кл. — соответствующее профилирование обучения в разл. секциях. В 1987/88 в нач. и ср. школах обучалось св. 1161 тыс. уч-ся.

Профессиональное образование осуществляется в техн., худож., с.-х., мед. и др. школах на базе полной ср. школы: до ср. квалификации в течение 2—3 лет, до высшей- 4 лет. В 1983/84 уч. г. в 291 профшколе обучалось 73 тыс. уч-ся.

В Б. существуют 3 типа высших учебных заведений: ун-ты (срок обучения 5 лет и больше), вузы с 4-летней программой обучения (ин-ты, высш. школы) и вузы с сокращённой программой обучения (3 года). Учитель с университетским дипломом имеет право преподавать в старших кл. ср. школы, а выпускник пед. ин-та с 3-летним курсом обучения— в первых 3 кл. ср. школы. Крупнейшие ун-ты (1987/88 уч. г.): католические в Лувене (ун-т осн. в 15 в., действовал с перерывами; в 1970 разделился на 2 автономных: 23 и 17 тыс. студентов), в Антверпене (осн. в 1965; 3 ф-та, ок. 3 тыс. студентов), Льеже (1817; 6 ф-тов, ок. 10 тыс. студентов), Генте (1817; 10 ф-тов, ок. 14,4 тыс.), Брюсселе (1834; 7 ф-тов, 15,5 тыс. студентов).

Вузы 2-го типа: мед. и вет. высшие школы в Кюрегхайме, агрономич. ин-т в Жамблу и др. Имеются также отдельные независимые университетские ф-ты, пользующиеся правом присуждения учёных степеней. В 1987/88 уч. г. в вузах обучалось ок. 175,5 тыс. студентов.

Образование взрослых осуществляется в разл. вечерних проф. и техн. школах и на курсах, в т. ч. заочных, создаваемых гос-вом и католич. орг-циями. В 80-х гг. в уч. заведениях этого типа обучалось ежегодно ок. 180 тыс. чел.

Педагогическое образование. Воспитатели дошк. учреждений, учителя нач. школ готовятся на базе полной ср. школы в 2-летних гос. пед. уч-щах — т. н. высш. нормальных школах. В 80-х гг. в 253 пед. школах было 25 тыс. уч-ся. Преподаватели для полной ср. школы готовятся в ун-тах (на ф-тах философии и лит-ры и естеств.-научном). После 4-летней подготовки по профилирующим предметам и сдачи экзамена на звание лиценциата в течение 1 года проводится проф.-пед. подготовка по эксперим. педагогике, истории педагогики, общей и спец. методике с одноврем. работой в ср. школе в качестве стажёра под руководством профессора-методиста.

Педагогические исследования ведутся в ун-тах и высш. школах.

В мин-вах образования языковых общин созданы спец. отделы по координации и стимулированию пед. исследований, проводимых в гос. школах. Исследования, проводимые католич. орг-циями, координируются спец. Директоратом, куда входят учителя католич. школ и науч. сотрудники католич. ун-та в Лувене.

Гос. центры пед. исследований: Белы, центр изучения преподавания математики, Лаборатория эксперим. педагогики и Отдел общей педагогики и методологии при Ин-те психологии и педагогики в ун-те Льежа, Ин-т психологии и педагогики ун-та г. Монс, ф-т психологии и педагогики, Лаборатории эксперим. психологии и генетики, Лаборатория дидактики в ун-те Гента и др. Для оказания помощи школе и родителям, а также для осуществления связи между ними созданы т. н. психолого-медико-социальные центры (ПМС). Они выполняют консультативные функции по определению способностей и наклонностей детей, дают рекомендации по организации процесса обучения. В среднем каждый ребёнок проходит консультации у специалистов из ПМС один раз в 2 года. ПМС независимы от школы, но работают в тесном контакте с ней. В 1986 в стране насчитывалось ок. 360 ПМС, как государственных, так и свободных.

Осн. пед. издания: «Revue» («Обозрение»), «Education tribune libre» («Просвещение — свободная трибуна»), «Le шои-vement educatif en Belgique» («Ежегодник по просвещению в Бельгии»), «Etudes et docuinents» («Исследования и документация»), «Pedagogie et recherche» («Педагогика и исследования»), «Recherche en education» («Пед. исследования»).

E. Б. Лысова


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "БЕЛЬГИЯ" в других словарях:

  • Бельгия — Королевство Бельгия, гос во в Зап. Европе. Гос во Бельгия (франц. Belgique, фламанд. Belgie) провозглашено в 1830 г., названо по образованной в 27 г. до н. э. рим. пров. Бельгика (Gallia Belgica), которая называлась по кельт, племени белей.… …   Географическая энциклопедия

  • Бельгия — Бельгия, Брюссель. Королевский дворец. БЕЛЬГИЯ (Королевство Бельгия), государство в Западной Европе, на северо востоке омывается Северным морем. Площадь 30,5 тыс. км2. Население 10,02 млн. человек (фламандцы, валлоны и др.). Официальные языки… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • БЕЛЬГИЯ — (Королевство Бельгия), государство в Западной Европе, на северо востоке омывается Северным морем. Площадь 30,5 тыс. км2. Население 10,02 млн. человек (фламандцы, валлоны и др.). Официальные языки нидерландский, французский, немецкий. Верующие… …   Современная энциклопедия

  • Бельгия — (Королевство Бельгия) государство в Западной Европе. Площадь 30,5 тыс. км2. Население свыше 10 млн. чел. Столица Брюссель …   Исторический словарь

  • Бельгия —         (франц. Belgique; флам. Belgiё), Королевство Бельгия (франц. Royaume de Belgique; флам. Koninkrijk Belgiё), гос во в Зап. Европе. Граничит на Ю. З. с Францией, на С. с Нидерландами, на В. с ФРГ и Люксембургом. На С. З. омывается Северным… …   Геологическая энциклопедия

  • Бельгия —         (Belgique, Belgie), Королевство Бельгия, государство в Западной Европе, на южном берегу Северного моря. На территории Бельгии сохранились памятники искусства кельтов и древних римлян. В средние века богатые торгово промышленные города… …   Художественная энциклопедия

  • БЕЛЬГИЯ — (франц. Belgique, флам. Belgie), Королевство Бельгия (франц. Royaume de Belgique, флам. Koninkrijk Belgie), гос во в Зап. Европе. Пл. 30,5 т. км2. Нас. 9,86 млн. ч. (1983). Столица Брюссель (1 млн. ж., 1981). Б. высокоразвитая индустр. страна. В… …   Демографический энциклопедический словарь

  • бельгия — сущ., кол во синонимов: 1 • страна (281) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Бельгия — (Belgium), гос во в Сев. Зап. Европе. До 1795 г. года завоевания Францией называлась Австрийскими Нидерландами и управлялась из Вены. В 1815 г. стала одной из пров. Нидерландского королевства (Нидерланды), в 1830 г. в рез те нац. рев ции… …   Всемирная история

  • БЕЛЬГИЯ — БЕЛЬГИЯ. Площадь 30.444 кв. км, население (на 31 декабря 1925 г.) 7.811.876 чел., из них 3.859.600 мужчин и 3.952.276 женщин; плотность населения 257 ч. на кв. км (самая высокая из всех государств). На 31 декабря 1913 г. население Б. составляло 7 …   Большая медицинская энциклопедия

  • БЕЛЬГИЯ — Ее площадь составляет 30 тыс.кв.км” население около 10 млн.человек. Это индустриальная страна с хорошо развитым сельским хозяйством. Более 3/4 площади заняты низменностями. Высота горного массива не превышает 400 600 м. Сельское хозяйство носит …   Мировое овцеводство


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»