ШПРАНГЕР Эдуард

ШПРАНГЕР Эдуард

(17.6.1882, Грослихтерфельде, ныне на терр. Берлина, - 17.9.1963, Тюбинген), нем. философ, психолог, педагог. После окончания Берлинского ун-та (1905). преподавал там же (проф. с 1911 и в 1920- 1945). Проф. Лейпцигского ун-та в 1912—20. В 1944 арестован фаш. властями. После освобождения назначен (май 1945). ректором Берлинского ун-та; был среди основателей Союза деятелей культуры за демокр. обновление Германии (Культурбунд). С 1946 проф. Тюбинген-ского ун-та.

Последователь В. Дильтея и Ф. Пауль-сена, Ш. развивал идеи философии жизни. Сформулировал осн. положения «понимающей психологии», цель к-рой видел в постижении целостной духовной жизни человека из его многообразных культурно-ист, связей. По Ш., душевная жизнь человека реализует одну из 6 идеальных ценностных сфер: экон., теоретич., эстетич., социальную, полит., нравств.-религиозную. В осн. труде «Формы жизни» («Lebensformen», 1914), исходя из специфики деятельности субъектов в разл. «объективных духовных формах» - экономике, науке, иск-ве и др., предложил соответствующую типологию человеческой индивидуальности: человек х-ва, человек науки, человек иск-ва, социальный человек, человек власти, человек религии. В кн. «Психология юношеского возраста» («Psychologie des Jugendalters», 1924). применил эту типологию для осмысления формирования человека как духовного возвышения к «объективному» и «нормативному» миру. В этом процессе Ш. особое значение придавал самодисциплине, владению собой. Роль педагога заключается в распознании ценностных ориентации подростка и помощи в реализации жизненного пути. Воспитание, по Ш., - особый вид культурного творчества и предполагает освоение человеком иерархически упорядоченных ценностей: утилитарных (т.е. предметно воспринимаемых в трудовой и проф. деятельности), теоретических (рационально познаваемых в обучении), эстетич., социальных и политических. Высш. качеством в отношениях людей Ш. признавал любовь. Воспитание в любви и любовью означало, по Ш., глубоко индивидуальное отношение к богатству межличностного общения и нравств. началу, совпадающему с религ. ценностями. Такую любовь невозможно выразить методически; она - основополагающая потребность, к-рая развивается педагогом в силу внутр. предназначения к воспитанию. Ш. скептически относился к «воспитывающему обучению» и к т. н. школе равных возможностей, к-рые, по его мнению, организационно неосуществимы. В реальном процессе воспитания педагог делает выбор между идеальными альтернативами: «приближения» и «отдалённости» от мира, «свободы» и «связанности», «опережения» и «постепенного развития».

Процесс образования Ш. рассматривал как взаимодействие обучения на обще-образоват. и проф. уровнях: только проф. образование открывает возможности для повышения общеобразоват. содержания учёбы, но в фундаменте проф. самоопределения находится именно общее образование. Школа, по Ш., призвана обеспечить развитие орга-нич. целостности образования и должна строиться как единая и гуманистическая. В этом подходе к организации шк. образования Ш. в 30-х гг. не был последователен, высказывался за националистич. и элитарную ориентацию общего образования. В кон. 40 - 50-х гг. разрабатывал концепцию философии культуры как приоритетную в формировании общей теории воспитания. Идеи Ш. оказали заметное влияние на Т. Литта и педагогику культуры, на совр. трактовки идей гражд. воспитания Г. Кершенштейнера, на О. Ф. Больнова и пед. антропологию. Автор исследований о И. Г. Песталоцци, В. фон Гумбольдте, Ф. Фребеле и др.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ШПРАНГЕР Эдуард" в других словарях:

  • Шпрангер, Эдуард — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шпрангер. Эдуард Шпрангер Eduard Spranger …   Википедия

  • Шпрангер Эдуард — (Spranger) (1882 1963), немецкий психолог, педагог, представитель философии жизни и понимающей психологии. * * * ШПРАНГЕР Эдуард ШПРАНГЕР (Spranger) Эдуард (1882 1963), немецкий психолог, педагог, представитель философии жизни и понимающей… …   Энциклопедический словарь

  • Шпрангер Эдуард — Шпрангер (Spranger) Эдуард (27.6. 1882, Грослихтерфельде, близ Берлина, ‒ 17.9.1963, Тюбинген), немецкий философ идеалист, психолог, педагог, профессор университетов Лейпцига (с 1911), Берлина (1920‒46), Тюбингена (с 1946). В 1944 был арестован и …   Большая советская энциклопедия

  • Шпрангер Эдуард / Spranger, Eduard — (1882 1963). Шпрангер выделил шесть человеческих типов исходя из жизненных целей и ценностей человека, которые действуют помимо и независимо от каких либо биологических влечений и потребностей …   Психологическая энциклопедия

  • ШПРАНГЕР —         (Spranger) Эдуард (1882 1963) нем. культурфилософ, психолог, педагог, представитель философии жизни. Учился в Берлине у Дильтея и Паульсена, с 1912 орд. проф. в Лейпциге, с 1920 в Берлине, с 1946 в Тюбингене. Сформировался под влиянием… …   Энциклопедия культурологии

  • Шпрангер — Шпрангер (нем. Spranger)  немецкая фамилия. Известные носители Шпрангер, Эдуард (1882 1963)  немецкий философ, психолог, педагог. Спрангер, Бартоломеус (1546 1611)  фламандский художник …   Википедия

  • ШПРАНГЕР — (Spranger) Эдуард (род. 27 июня 1882, Берлин – ум. 17 сент. 1963, Тюбинген) – нем. психолог, философ, педагог, с 1920 – профессор в Берлине, с 1946 – в Тюрингии; ученик Дильтея. Работы Шпрангера являются философским обоснованием наук о духе,… …   Философская энциклопедия

  • Шпрангер (Spranger) Эдуард — (1882–1963) немецкий философ, психолог и педагог. Исходным принципом психологии считал понимание как способ непосредственного постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Переживание связи внутренней душевной жизни и …   Большая психологическая энциклопедия

  • ШПРАНГЕР (Spranger) Эдуард — (1882 1963) немецкий психолог, педагог, представитель философии жизни и понимающей психологии …   Большой Энциклопедический словарь

  • Шпрангер (Spranger) Эдуард — (27.6.1882, Берлин 17.9.1963, Тюбинген) немецкий философ, психолог и педагог. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. С 1909 г. он преподаватель фил …   Психологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»