УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ

стойкое нарушение познават. деятельности вследствие органич. поражения головного мозга. Поражение может быть результатом воспалит, заболевания (энцефалитов и менингоэнцефалитов), интоксикации (эндокринной, обменной и др.), ушибов головного мозга (природовых и бытовых травм), а также унаследованных генетич. аномалий. У многих умственно отсталых детей наблюдаются патология эмоционально-волевой сферы, а также аномалии физич. развития. Однако эти особенности не являются всеобщей характеристикой умственно отсталых и не могут быть достаточным основанием для заключения об У. о. Решающим фактором при этом должно служить наличие нарушений высш. психич. функций.

Несмотря на сходство словосочетаний «отставание в умственном развитии» и «У. о.», это не одно и то же. Первое может быть характерно для детей с поражением или недоразвитием периферич. отдела зрительного или слухового анализатора. Но поскольку органич. поражения головного мозга у таких детей нет, можно отрицать наличие у них У. о.

Вследствие нерезких нарушений ЦНС (т. н. миним. мозговая дисфункция), а также неблагоприятных социальных условий (депривация, запущенность • педагогическая). у ребёнка может возникнуть т. н. задержка психич. развития (ЗПР). Для таких детей характерно и отставание в умственном развитии, к-рое, однако, им?ет иную природу, чем У. о., и может быть компенсировано в соответствующих условиях обучения (для детей с ЗПР в Рос. Федерации существуют спец. уч.-воспитат. учреждения особого типа). Существуют объективные критерии различения ЗПР и У. о., на основании к-рых ставится квалифициров. диагноз.

Понятие «У. о.» также не тождественно понятию «олигофрения». Ребёнок может страдать тяжёлым заболеванием нервной системы, но не быть умственно отсталым. Однако в др. случаях то же заболевание может привести к У. о. Так что кроме олигофренов к умственно отсталым могут быть отнесены нек-рые дети, страдающие шизофренией, эпилепсией и др. заболеваниями. При шизофрении в стадии обострения болезни у ребёнка нарушается протекание познават. процессов, он плохо усваивает.н. перерабатывает информацию, что сказывается на овладении им необходимыми умениями и навыками. В результате лечения проявления шизофрении, как правило, значит. ельно смягчаются, тогда как отставание в умственном развитии выходит на первый план. Такие дети производят впечатление олигофренов. Данное явление, получившее назв. «оли-гофренич. плюс», также не может расцениваться как У. о.

До нач. 20 в. любые нарушения интеллекта определялись как слабоумие или идиотия. В совр. лит-ре понятие «слабоумие» применительно к детям практически уступило место понятию «У. о.». Под идиотией в отеч. науке понимают самую тяжёлую форму У. о. при олиго-френии. В мировой науке этот термин выходит из употребления, Всемирной орг-цией здравоохранения он признан некорректным; интеллектуальные нарушения определяются как У. о., к-рая различается по степеням - от лёгкой до глубокой - в зависимости от количеств, оценки интеллекта.

В Рос. Федерации дети, страдающие У. о., в основном обучаются во вспомо-гат. школах. Среди этих детей большинство составляют те, кому поставлен диагноз «олигофрения» (см. Аномальные дети, раздел «Дети с нарушениями интеллекта»).

Лит.: Выготский Л. С., Проблема умственной отсталости, Собр. соч., т. 5, М., 1983; Певзнер М. С., Дети - олигофре-ны, М., 1959; Сухарева Г. Е., Клинич. лекции по психиатрии дет. возраста, М., 1965; Принципы отбора детей во вспомогательные школы, под ред. Г. М. Дульнева, А. Лурия, М., 1973; Клинич. и психолого-пед. изучение детей с интеллектуальной недостаточностью, М., 1976; Рубинштейн С. Я., Психология умственно отсталого школьника, М., 1986; К о h 1 с г. С h., Les deficiences intellectuelles chez lenfant, P., 1963; Mental deficiency. The changing outlook, ed. by A. M. Clarke, L., 1965; Jordan T. E., The mentally retarded, Colum-bus, 1972; K i r m a n B., Bicknell Y., Mental handicap, Edinburgh, 1975.

С. С. Степанов.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ" в других словарях:

  • умственная отсталость — Категория. Нарушение общего психического и интеллектуального развития. Специфика. Обусловлено недостаточностью, как правило, врожденной, центральной нервной системы и имеет стойкий, необратимый характер. Виды: • легкая умственная отсталость (IQ …   Большая психологическая энциклопедия

  • Умственная Отсталость — нарушение общего психического и интеллектуального развития, которое обусловлено недостаточностью центральной нервной системы и имеет стойкий, необратимый характер …   Психологический словарь

  • умственная отсталость — сущ., кол во синонимов: 2 • афрения (2) • олигофрения (9) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Умственная отсталость — Эта статья нуждается в дополнительных источниках для улучшения проверяемости. Вы можете помочь улу …   Википедия

  • УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ — недоразвитие интеллекта или в более широком смысле нижняя часть спектра распределения интеллекта в популяции. Умственная отсталость не является отдельным заболеванием или особым состоянием, скорее это общее название многих отклонений, различных… …   Энциклопедия Кольера

  • УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ — Современный термин, употребляемый наряду с некоторыми другими как общее название всех форм интеллектуального функционирования ниже среднего, по оценке стандартных тестов IQ. Система классификации, действующая в настоящее время в США, определяет… …   Толковый словарь по психологии

  • умственная отсталость — idiocy, feeble minding, mentally retarding, imbecibility, oligophreny слабоумие, умственная отсталость. Cогласно классическому определению “неспособность к независимой социальной адаптации”, т.е. снижение интеллектуального коэффициента, а у… …   Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь.

  • Умственная отсталость легкой степени — Умственная отсталость, соответствующая уровню IQ 50 70. Субъекты с этим уровнем субнормальности способны научиться и обычно приобретают достаточные инструментальные и профессиональные навыки, позволяющие им приспособиться к повседневной жизни с… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Умственная отсталость общая — Состояние ограниченного или неполного развития мозга, умственного развития, которое характеризуется, прежде всего, снижением интеллекта. Оценка уровня интеллекта должна основываться на имеющейся информации, включая клинические данные, адаптивное… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Умственная отсталость глубокая — Умственная отсталость с уровнем IQ ниже 20. Обычно имеют место тяжелые двигательные и чувствительные нарушения; субъект не может говорить. В повседневной жизни такие лица требуют постоянной помощи и наблюдения. Синоним: Идиотия (не рекомендуется) …   Большая психологическая энциклопедия

  • Умственная отсталость тяжелая — Умственная отсталость с уровнем IQ 20 34. У таких субъектов обычно имеют место нарушения чувствительного и двигательного развития, и они осваивают лишь рудименты речи. С трудом поддаются обучению элементарным навыкам самообслуживания и требуют… …   Большая психологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»