ТЕЛЕВИДЕНИЕ


ТЕЛЕВИДЕНИЕ

область науки, техники и культуры, связанная с передачей на расстояние изображений объектов и звукового сопровождения (речи, музыки и др.). при помощи радиосигналов Чаще всего под назв «телевидение» понимается формирование и трансляция телепрограмм (собственно - телевизионное вещание) - одно из средств массовой коммуникации Т синтезирует в своих передачах мн информац жанры и разл виды иск-ва.

Теоретич основы техники передачи изображения на расстояние были заложены в нач 80-х гг 19 в в работах А ди Пайва (Португалия), II И Бахметьева (Россия). и др. Первоначально передача элементов изображения была осуществлена на оптико-механич уровне II Нип-ковым (1884, Германия). Решающее значение имело открытие рос ученого Б Л Розинга, предложившего использовать в качестве ключевого элемента техники Т электронно-лучевую трубку (1907).

В нач 20-х гг сформировалось 2 осн.направления в разработках телевизионных систем Первое из них связано с первыми опытами эфирного Т с помощью радиосредств Первую эфирную телетрансляцию осуществил Ч Дженкинс в США (1925), первую публичную телепередачу реализовал Дж Байард в Великобритании (1926). В кон. 20-х гг предпринимались попытки параллельной трансляции изображения и звука Второе направление ориентировалось на использование электронно-оптич приборов Первые в мире системы электронного Т изобрели к нач 30-х гг независимо друг от друга В К Зворыкин (рус эмигрант в США, ученик Розинга). и Ф Фарнсуорт (США). К кон 30-х гг электронные системы Т полностью вытеснили механические.

В кон. 20-х гг телевизионное вещание организовывалось в виде более или менее регулярных публичных проб. «тестов». Регулярное телевизионное вещание началось в 30-х гг. в Великобритании, Германии, США, Франции.

В 1931 состоялась первая телепередача в Москве, с 1934 началось регулярное телевещание на оптико-механич. основе (творческий сектор при Моск. радиотрансляц. узле). С 1938 началось экспериментальное и с 1939 регулярное электронное телевещание (из Моск. телерадиоцентра на ул. Шаболовка). В 1940 было налажено массовое произ-во телевизоров.

После Вел. Отеч. войны телетрансляции возобновлены 7 мая 1945. В кон. 20-х - нач. 50-х гг. определились осн. жанры телепередач: спортивные (в 1949 состоялся первый прямой репортаж с футбольного матча), художественные (в 1951 поставлен первый телефильм-спектакль «Правда - хорошо, а счастье лучше»). и публицистические (с 1952). С 1951 осуществлялись ежедн. передачи; было создано Центр, телевидение. К 1955 в СССР. действовало 5 телецентров. В 1956 введена 2-я программа Центр, телевидения, а в 1965—67 - 3-я и 4-я. Расширились техн. возможности Т., в т. ч. благодаря спутниковой связи. С 1967 стало регулярным цветное Т. В 1967—70 введен в действие Техн. телевизионный центр «Останкино».

В 60 - 70-х гг. возникли передачи, до сих пор популярные у зрителей: «Спокойной ночи, малыши», «В мире животных», «Клуб путешественников», информац. программа «Время», «КВН», «Что? Где? Когда?» и др.

В системе Гостелерадио СССР. (созд. в 1970). телевизионное вещание из Москвы специализировалось по отд. 4 каналам, или, в терминах тех лет, программам: 1-я

- главная (информация и обществ.-полит. тематика) - распространялась на всю терр. СССР; объем вещания в среднем 13 ч в сутки; 2-я (публицистич. и худож. программы) - только на Европ. часть СССР; на этом канале располагали также свои передачи обл., краевые и респ. АССР. в составе России телестудии; 6 ч в сутки; 3-я (уч. и науч.-популярные передачи) - на нек-рые области Европ. части; св. 6 ч в сутки; 4-я (худож. передачи и фильмы). имела ещё меньшее распространение; 3,5 ч в сутки. К кон. 80-х гг. подавляющее число зрителей СССР. могло принимать 2 канала; началось развитие кабельного Т.

В России в 90-х гг. с начала социально-экон. реформ система Т. претерпела изменения. Определились три ярко выраженных направления в деятельности Т.: государственное, общественное (финансируемое за счет средств обществ, орг-ций). и коммерческое (существующее за счёт рекламы).

В 1990 создана Всерос. гос. телерадиокомпания (ВГТРК), ставшая альтернативой Гостелерадио. На базе Гостелерадио образованы Рос. гос. телерадиокомпания «Останкино» федерального уровня и 88 региональных компаний.

К 1995 в системе рос. Т. гос. направление представляли след, федеральные компании: Всерос. гос. телерадиокомпания, к-рой принадлежали 2-й канал и в дневное время 4-й канал («Российские университеты»; до 1996), и телерадиокомпания «Петербург» (5-й канал; охватывал 3/4 населения Рос. Федерации).

К обществ, направлению относится Обществ, рос. телевидение (ОРТ, осн. в 1995), к-рому принадлежит 1-й канал, крупнейший в Рос. Федерации по охвату аудитории. Акции ОРТ распределены между гос-вом (51%). и крупными коммерч. банками, поэтому его можно рассматривать как обществ. Т. лишь формально, а по сути это полугос. форма. В этой же нише располагаются и многочисленные кабельные компании локального уровня, финансируемые за счёт абонентной платы. К смешанным формам относится и региональная Рос. моек, телерадиокомпания «Москва» (МТК, 3-й канал), к-рая является акционерным обществом.

Коммерч. компании имеются во мн. респ., краевых и обл. центрах. Часть из них арендуют эфирное время у гос. телеканалов. Наиб. крупные коммерч. компании: НТВ (с 1993; с 1996 полномасштабное вещание на 4-м канале, охватывает ок. 40 млн. чел.), Моск. независимая вешат, корпорация - ТВ—6 (с 1994; осуществляет передачи на 6-м канале; св. 30 млн. чел.). К коммерческим относились компании «2x2», «Деловая Россия», «Телеэкспресс канал 3ь, «М—49» и др.

Телевизионное вещание осуществляется в соответствии с «Законом РФ о средствах массовой информации» (1991), «Законом о рекламе» и пост, пр-ва Рос. Федерации «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации» (1994). Лицензии выдаются Федеральной службой России по телевидению и радиовещанию сроком до 5 лет.

Исследования телеаудитории проводят социологич. службы: Всерос. центр изучения обществ, мнения (ВЦИОМ), фонд «Общественное мнение», соответствующие подразделения телерадиокомпаний федерального уровня, заруб. орг-ции.

В Рос. Федерации издаются спец. периодич. издания: «7 дней», «ТВ-парк», «Антенна», «Телевидение и радиовещание», «Телерадиоэфир» и др.

В 1994 создан Рос. фонд развития Т. При нём организована Рос. академия телевидения, учредившая ежегодную премию «ТЭФИ» (ТелеЭФИР).

Естественно рассмотрение Т. как средства массовой коммуникации в педагогических аспектах. Среди них можно выделить образовательные (связанные с просветительской функцией Т.). и воспитательные (реализующие нормативную и аксиологическую функции Т.). аспекты. Педагогически ориентированному Т. свойственна адресная, содержательная (тематическая), формальная (жанровая), функциональная дифференциация передач. В мировой практике Т. передачи пед. характера развивались чаще всего в рамках гос. и обществ. Т., коммерч. каналы сравнительно редко проявляли интерес к этому направлению Т.

Образовательные аспек-т ы. Уже на ранней стадии развития телевещания возникло два достаточно ярко выраженных направления, тесно связанных между собой: образовательное Т. и использование Т. в структуре систем обучения (учебное Т.).

Образоват. линия проявлялась прежде всего в создании соответствующих передач и трансляции науч.-популярных кинофильмов. В 50—60-х гг. сложились формы тематич. науч.-популярных передач («Здоровье», «Клуб кинопутешественников», «В мире животных» и др.).

Первые эксперименты по организации учебного Т. начались в 50-х гг. в США, Франции, Японии и др. странах. В рамках гос. или обществ, каналов уч. программы готовились спец. подразделениями, часто при участии гос. органов управления образованием и обществ, советов.

В СССР. регулярные программы уч. Т. начались в Москве в 1959. К сер. 60-х гг. сложилась развёрнутая система уч. Т. На Центр, телевидении и в ряде местных студий появились специализиров. редакции. Передачи для общеобразоват. школы были представлены 3 категориями: для трансляции на урок, для самостоят. просмотра школьниками после уроков, для учителей. Выходили сборники с аннотациями и метод, материалами к уч. телепередачам, программы уч. Т. печатались в местных газетах и журналах. Расписание уроков в школе согласовывалось со временем выхода передач в эфир. Темы передач строго соответствовали по времени изучению данной темы в шк. программе, длительность телеурока составляла 15—25 мин.

Наиб. распространены уч. телефильм, лекция, телепостановка, телеэкскурсия, диспут, беседа и др. Методика уч. работы с телепередачами имела много общего с использованием др. технических средств обучения.

Первоначально в педагогике преобладала точка зрения, согласно к-рой уч. Т. способно полностью заменить занятия в классе. Роль учителя сводилась, т. о., к выполнению чисто техн. организац. функций, предпочтение отдавалось «телевизионному педагогу» и творческой группе, готовящей передачу. Очевидными преимуществами уч. передач были богатые иллюстративные возможности Т., присутствие на экране крупнейших специалистов в разл. областях знаний, осуществление прямых репортажей с места событий и др. Однако эксперименты во мн. странах мира показали несостоятельность такого подхода. К недостаткам уч. Т. относились сложность взаимодействия образоват. и теле-вещат. орг-ций, проблема подготовки учителя к телеуроку, конкуренция между ним и «телевизионным» учителем и др. Интерес к уч Т снизился также с применением в уч. заведениях видеотехники и замкнутых телесистем Передачи на урок сохранились во мн развитых странах до кон 80-х гг (в России до 1991).

Более жизнеспособной оказалась идея использования уч Т как формы заочного образования Так, в 1963 в Японии компания Эн-Эйч-Кей организовала заочную школу В СССР. с 1964 проводились систематич. телепередачи для студентов, сначала в Ленинграде на местной студии, а с 1965 на Центр телевидении в Москве Разрабатывались телеверсии лекций по уч предметам физ. -матем. и техн. циклов, гуманитарным предметам (на основе уч планов Всес заочного поли-техн. ин-та), а также для поступающих в вузы Однако эти передачи лишь оказывали помощь учащимся, но не являлись самостоят.формой заочного обучения, что оказалось крайне неэффективным.

В кон. 60-х гг возникли первые автономные формы высш. заочного телевизионного образования Наиб. удачным уч заведением такого рода стал Брит открытый ун-т (осн.в 1969), предоставляющий студентам, успешно сдавшим выпускные экзамены, диплом о получении высш. образования Заочные телевизионные уч заведения были также созданы в ФРГ, Голландии, Израиле, Испании, Канаде, Замбии, Индонезии, Китае и др. странах В Польше работал учительский телерадиоун-т (осн.в 1974). для повышения квалификации работников сферы образования В нач 90-х гг в мире насчитывалось 15 нац. телерадио ун-тов.

Уч Т, ориентированное на неформальное самообразование, сохранилось в очень ограниченном виде и практически слилось с просветительским направлением В России в нач 90-х гг оно представлено телеуроками по иностр. языкам и передачами познават, бытового характера и др.

Проблемы образоват. Т исследовались с 50-х гг В России их изучали А Д Боборыкин, А М Гельмонт, В В Егоров, В II Муштаев, Д И Полторак, Л II Прессман, А А Степанов, С Г Шаповаленко и др.

Воспитательные аспекты Т чаще всего связывают с формированием норм поведения и ценностных ориентации детей, подростков и молодежи, а также с разл формами организации досуга В этом смысле Т - одно из самых влиятельных средств социализации Воспитат. направление проявляется, прежде всего, через трансляцию худож. и анимац фильмов, лит -драматич и муз. передачи, адресную публицистику, игровые программы.

Однако увлеченность детей Т имеет свои негативные стороны сокращается время их активного отдыха, прогулок, игр, общения со сверстниками, а бессистемный многочасовой просмотр телепередач может нанести существ вред здоровью ребенка Поэтому необходим контроль со стороны взрослых за выбором телепередач детьми Большую пользу приносит совместный просмотр фильмов и др. передач родителями с детьми Нек-рые программы, напр. «Семейный канал» Всерос гос. телерадиокомпании, специально ориентированы на совместный досуг взрослых и детей у телеэкрана.

В СССР. телепрограммы для детей появились в 30-е гг (кукольные спектакли, концерты, познават передачи и др.). В кон 40-х гг образована дет. редакция на Моек телецентре Для детей начали создаваться спец. телеспектакли.

К нач 60-х гг большой популярностью пользовались формы активного взаимодействия дикторов с юными телезрителями в передачах «Умелые руки» (среди ведущих - В M Леонтьева и др.), «Выставка Буратино» (ведущий - художник В Курчевский). и др. В адрес этих передач еженедельно приходили сотни писем от юных телезрителей В эти же годы появились постоянные персонажи-куклы Буратино, Шустрик и Мямлик, Алеша Почемучка, а позднее - герои передачи «Спокойной ночи, малышив - Хрюша, Степашка и др.

В 60-е гг сложилась довольно четкая адресная структура телепередач для дошкольников и мл школьников готовились кукольные спектакли и т и, мультфильмы, для подростков - передачи, связанные со шк. и пионерской тематикой и познавательные, для юношей и девушек 14—17 лет - тележурналы, олимпиады, конкурсы и др. В 1967 создана Гл. редакция программ для детей и юношества Центр телевидения, затем дет. редакции в региональных телестудиях, среди к-рых своими традициями выделялась дет. студия Ленингр телевидения.

В кон 60-х - нач 70-х гг в практику подготовки передач вошли массовые опросы юных телезрителей (Г Галочки-на), помогающие определить интересы детей и подростков В 70-е гг адресная структура включала 5 возрастных групп. Для дошкольников предназначались передачи с участием кукольных персонажей, с отрывками из мультфильмов и т и, для мл школьников передачи, связанные с игровой и уч деятельностью («АБВГДейка» и др.), для мл подростков - программы, ориентированные на познават процессы, часто с включением развлекат. и соревноват элементов, для ст подростков - рассматривающие проблемы межличностных отношений, для юношей и девушек - посвященные проблемам самоопределения, самопознания и т.н. («Тебе, Юность» и др.).

В 80-х гг были детально определены социологич. обследованиями (В С Соб-кин и др.). доминанты интересов в каждой группе и их зависимость от пола. В частности, обнаружены резкие изменения в предпочтениях в 9 лет пользуются попу лярностью передачи о животных, приключениях и путешествиях, в 12 лет - о сверстниках и эстрадная музыка, в 15 лет - телеигры интеллектуального характера и информац программы Была также обоснована необходимость создания передач отдельно для мальчиков и девочек.

В нач 90-х гг рост общего объема телевещания для детей и юношества увеличился за счет прибавления телеканалов практически каждый из них транслирует мультфильмы и худож. кинофильмы, преим иностранные Гл. редакция программ для детей и юношества в Москве разделилась на две редакции Одна редакция сохранилась в «Останкино», продолжая готовить традиц. популярные передачи («Спокойной ночи, малышив, «До 16 и старше» и др.). и создавая новые программы (напр., «Между нами, девочками»). Другая редакция образована во Всерос гос. телерадиокомпании (Творческо-производств объединение «РОСТ»). и в основном разрабатывает новые формы, напр. информац программу «Там-там-новости», выходящую 5 раз в неделю (в ней дети сами выступают авторами и ведущими передач). Поиск новых форм дет. передач ведется также местными студиями

Лит Гельмонт А М, Полтора к Д И, Телевидение в шк. образовании, М 1963, Проблемы уч телевидения Сб ст, под общей ред А Д Боборыкина и А А Степанова, Л, 1969, Телеэкран приглашает детей Сб ст, сост Г Галочкина, М, 1976, Психол -пед. воздействие уч кино и телевидения, М, 1979, Телевидение в уч. процессе Сб науч. трудов ЛГПИ им А И Герцена, от ред А Д Боборыкин и А А Степанов, Л, 1981, E г. о-р о в В В, Телевидение и школа проблемы уч телевидения М, 1982, Муштаев В II, Уроки иск ва Очерки об уч телевидении, М, 1985, Телевидение и школа опыт социокультурного исследования Сб ст, под общей ред В С Собкина, М, 1989

А В Шариков


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Синонимы:

Смотреть что такое "ТЕЛЕВИДЕНИЕ" в других словарях:

  • телевидение — телевидение …   Орфографический словарь-справочник

  • ТЕЛЕВИДЕНИЕ — это когда люди, которым нечего делать, смотрят на людей, которые ничего не умеют делать. Фред Аллен Телевидение служит доказательством того, что люди готовы смотреть все что угодно, лишь бы не смотреть друг на друга. Энн Ландерс Телевидение… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ТЕЛЕВИДЕНИЕ — (от теле... и слова видение ) область науки, техники и культуры, связанная с передачей на расстояние изображений подвижных объектов при помощи радиоэлектронных устройств. В телевидении принят принцип последовательной передачи элементов… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ТЕЛЕВИДЕНИЕ — (от теле... и слова видение ), область науки, техники, культуры, связанная с передачей на расстояние изображений объектов и звукового сопровождения (речи, музыки) при помощи радиосигналов (эфирное телевидение) или электрических сигналов,… …   Современная энциклопедия

  • Телевидение — область науки, техники и культуры, связанная с передачей на расстояние изображений подвижных и неподвижных объектов с помощью электрических сигналов, распространяющихся по каналу связи. Телевидение является средством распространения политической …   Финансовый словарь

  • Телевидение — (от теле... и слова “видение”), область науки, техники, культуры, связанная с передачей на расстояние изображений объектов и звукового сопровождения (речи, музыки) при помощи радиосигналов (эфирное телевидение) или электрических сигналов,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ТЕЛЕВИДЕНИЕ — область в науке и технике, связанная с передачей на расстояние изображений неподвижных и движущихся объектов и использующая радиоэлектронные устройства. Передача изображений представляет собой последовательность трёх физ. процессов:… …   Физическая энциклопедия

  • телевидение — телевизия, телевидка, голубой экран, телевизор, телемусоропровод, электронная пресса, тв, телевещание Словарь русских синонимов. телевидение голубой экран Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е.… …   Словарь синонимов

  • телевидение — Передача и получение на расстоянии изображений движущихся или неподвижных объектов электрическими средствами со звуковым сопровождением или без него. [ГОСТ 21879 88] Тематики телевидение, радиовещание, видео Обобщающие термины термины и… …   Справочник технического переводчика

  • ТЕЛЕВИДЕНИЕ — ТЕЛЕВИДЕНИЕ, система, которая передает и принимает визуальные изображения с помощью РАДИОВОЛН или по КАБЕЛЮ. Телевизионная камера преобразует световые лучи (идущие от объекта) в электрические сигналы. Основа большинства телекамер ортикон,… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • ТЕЛЕВИДЕНИЕ — ТЕЛЕВИДЕНИЕ, телевидения, мн. нет, ср. (неол. тех.). Видение на расстоянии при помощи электрических методов связи по проводам или по радио. см. теле…. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

Книги

  • Телевидение, Н. К. Игнатьев. Москва, 1958 год. Государственное издательство литературы по вопросам связи и радио. Издательский переплет. Сохранность хорошая. Издание представляет собой учебноепособие для техникумов… Подробнее  Купить за 450 руб
  • Телевидение, . Москва, 1960 год. Государственное издательство литературы по вопросам связи и радио. Издательский переплет. Сохранность хорошая. Автор книги П. В. Шмаков - доктор технических наук,… Подробнее  Купить за 240 руб
  • Телевидение, Л. Р. Кирилло, М. А. Бродский. Рассматриваются физические основы черно-белого и цветного телевидения, техника передачи телевизионного сигнала, его свойства и особенности, организация телевизионного вещания. Подробно… Подробнее  Купить за 150 руб
Другие книги по запросу «ТЕЛЕВИДЕНИЕ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.