- ТЕЛЕВИДЕНИЕ
область науки, техники и культуры, связанная с передачей на расстояние изображений объектов и звукового сопровождения (речи, музыки и др.). при помощи радиосигналов Чаще всего под назв «телевидение» понимается формирование и трансляция телепрограмм (собственно - телевизионное вещание) - одно из средств массовой коммуникации Т синтезирует в своих передачах мн информац жанры и разл виды иск-ва.
Теоретич основы техники передачи изображения на расстояние были заложены в нач 80-х гг 19 в в работах А ди Пайва (Португалия), II И Бахметьева (Россия). и др. Первоначально передача элементов изображения была осуществлена на оптико-механич уровне II Нип-ковым (1884, Германия). Решающее значение имело открытие рос ученого Б Л Розинга, предложившего использовать в качестве ключевого элемента техники Т электронно-лучевую трубку (1907).
В нач 20-х гг сформировалось 2 осн.направления в разработках телевизионных систем Первое из них связано с первыми опытами эфирного Т с помощью радиосредств Первую эфирную телетрансляцию осуществил Ч Дженкинс в США (1925), первую публичную телепередачу реализовал Дж Байард в Великобритании (1926). В кон. 20-х гг предпринимались попытки параллельной трансляции изображения и звука Второе направление ориентировалось на использование электронно-оптич приборов Первые в мире системы электронного Т изобрели к нач 30-х гг независимо друг от друга В К Зворыкин (рус эмигрант в США, ученик Розинга). и Ф Фарнсуорт (США). К кон 30-х гг электронные системы Т полностью вытеснили механические.
В кон. 20-х гг телевизионное вещание организовывалось в виде более или менее регулярных публичных проб. «тестов». Регулярное телевизионное вещание началось в 30-х гг. в Великобритании, Германии, США, Франции.
В 1931 состоялась первая телепередача в Москве, с 1934 началось регулярное телевещание на оптико-механич. основе (творческий сектор при Моск. радиотрансляц. узле). С 1938 началось экспериментальное и с 1939 регулярное электронное телевещание (из Моск. телерадиоцентра на ул. Шаболовка). В 1940 было налажено массовое произ-во телевизоров.
После Вел. Отеч. войны телетрансляции возобновлены 7 мая 1945. В кон. 20-х - нач. 50-х гг. определились осн. жанры телепередач: спортивные (в 1949 состоялся первый прямой репортаж с футбольного матча), художественные (в 1951 поставлен первый телефильм-спектакль «Правда - хорошо, а счастье лучше»). и публицистические (с 1952). С 1951 осуществлялись ежедн. передачи; было создано Центр, телевидение. К 1955 в СССР. действовало 5 телецентров. В 1956 введена 2-я программа Центр, телевидения, а в 1965—67 - 3-я и 4-я. Расширились техн. возможности Т., в т. ч. благодаря спутниковой связи. С 1967 стало регулярным цветное Т. В 1967—70 введен в действие Техн. телевизионный центр «Останкино».
В 60 - 70-х гг. возникли передачи, до сих пор популярные у зрителей: «Спокойной ночи, малыши», «В мире животных», «Клуб путешественников», информац. программа «Время», «КВН», «Что? Где? Когда?» и др.
В системе Гостелерадио СССР. (созд. в 1970). телевизионное вещание из Москвы специализировалось по отд. 4 каналам, или, в терминах тех лет, программам: 1-я
- главная (информация и обществ.-полит. тематика) - распространялась на всю терр. СССР; объем вещания в среднем 13 ч в сутки; 2-я (публицистич. и худож. программы) - только на Европ. часть СССР; на этом канале располагали также свои передачи обл., краевые и респ. АССР. в составе России телестудии; 6 ч в сутки; 3-я (уч. и науч.-популярные передачи) - на нек-рые области Европ. части; св. 6 ч в сутки; 4-я (худож. передачи и фильмы). имела ещё меньшее распространение; 3,5 ч в сутки. К кон. 80-х гг. подавляющее число зрителей СССР. могло принимать 2 канала; началось развитие кабельного Т.
В России в 90-х гг. с начала социально-экон. реформ система Т. претерпела изменения. Определились три ярко выраженных направления в деятельности Т.: государственное, общественное (финансируемое за счет средств обществ, орг-ций). и коммерческое (существующее за счёт рекламы).
В 1990 создана Всерос. гос. телерадиокомпания (ВГТРК), ставшая альтернативой Гостелерадио. На базе Гостелерадио образованы Рос. гос. телерадиокомпания «Останкино» федерального уровня и 88 региональных компаний.
К 1995 в системе рос. Т. гос. направление представляли след, федеральные компании: Всерос. гос. телерадиокомпания, к-рой принадлежали 2-й канал и в дневное время 4-й канал («Российские университеты»; до 1996), и телерадиокомпания «Петербург» (5-й канал; охватывал 3/4 населения Рос. Федерации).
К обществ, направлению относится Обществ, рос. телевидение (ОРТ, осн. в 1995), к-рому принадлежит 1-й канал, крупнейший в Рос. Федерации по охвату аудитории. Акции ОРТ распределены между гос-вом (51%). и крупными коммерч. банками, поэтому его можно рассматривать как обществ. Т. лишь формально, а по сути это полугос. форма. В этой же нише располагаются и многочисленные кабельные компании локального уровня, финансируемые за счёт абонентной платы. К смешанным формам относится и региональная Рос. моек, телерадиокомпания «Москва» (МТК, 3-й канал), к-рая является акционерным обществом.
Коммерч. компании имеются во мн. респ., краевых и обл. центрах. Часть из них арендуют эфирное время у гос. телеканалов. Наиб. крупные коммерч. компании: НТВ (с 1993; с 1996 полномасштабное вещание на 4-м канале, охватывает ок. 40 млн. чел.), Моск. независимая вешат, корпорация - ТВ—6 (с 1994; осуществляет передачи на 6-м канале; св. 30 млн. чел.). К коммерческим относились компании «2x2», «Деловая Россия», «Телеэкспресс канал 3ь, «М—49» и др.
Телевизионное вещание осуществляется в соответствии с «Законом РФ о средствах массовой информации» (1991), «Законом о рекламе» и пост, пр-ва Рос. Федерации «О лицензировании телевизионного вещания, радиовещания и деятельности по связи в области телевизионного и радиовещания в Российской Федерации» (1994). Лицензии выдаются Федеральной службой России по телевидению и радиовещанию сроком до 5 лет.
Исследования телеаудитории проводят социологич. службы: Всерос. центр изучения обществ, мнения (ВЦИОМ), фонд «Общественное мнение», соответствующие подразделения телерадиокомпаний федерального уровня, заруб. орг-ции.
В Рос. Федерации издаются спец. периодич. издания: «7 дней», «ТВ-парк», «Антенна», «Телевидение и радиовещание», «Телерадиоэфир» и др.
В 1994 создан Рос. фонд развития Т. При нём организована Рос. академия телевидения, учредившая ежегодную премию «ТЭФИ» (ТелеЭФИР).
Естественно рассмотрение Т. как средства массовой коммуникации в педагогических аспектах. Среди них можно выделить образовательные (связанные с просветительской функцией Т.). и воспитательные (реализующие нормативную и аксиологическую функции Т.). аспекты. Педагогически ориентированному Т. свойственна адресная, содержательная (тематическая), формальная (жанровая), функциональная дифференциация передач. В мировой практике Т. передачи пед. характера развивались чаще всего в рамках гос. и обществ. Т., коммерч. каналы сравнительно редко проявляли интерес к этому направлению Т.
Образовательные аспек-т ы. Уже на ранней стадии развития телевещания возникло два достаточно ярко выраженных направления, тесно связанных между собой: образовательное Т. и использование Т. в структуре систем обучения (учебное Т.).
Образоват. линия проявлялась прежде всего в создании соответствующих передач и трансляции науч.-популярных кинофильмов. В 50—60-х гг. сложились формы тематич. науч.-популярных передач («Здоровье», «Клуб кинопутешественников», «В мире животных» и др.).
Первые эксперименты по организации учебного Т. начались в 50-х гг. в США, Франции, Японии и др. странах. В рамках гос. или обществ, каналов уч. программы готовились спец. подразделениями, часто при участии гос. органов управления образованием и обществ, советов.
В СССР. регулярные программы уч. Т. начались в Москве в 1959. К сер. 60-х гг. сложилась развёрнутая система уч. Т. На Центр, телевидении и в ряде местных студий появились специализиров. редакции. Передачи для общеобразоват. школы были представлены 3 категориями: для трансляции на урок, для самостоят. просмотра школьниками после уроков, для учителей. Выходили сборники с аннотациями и метод, материалами к уч. телепередачам, программы уч. Т. печатались в местных газетах и журналах. Расписание уроков в школе согласовывалось со временем выхода передач в эфир. Темы передач строго соответствовали по времени изучению данной темы в шк. программе, длительность телеурока составляла 15—25 мин.
Наиб. распространены уч. телефильм, лекция, телепостановка, телеэкскурсия, диспут, беседа и др. Методика уч. работы с телепередачами имела много общего с использованием др. технических средств обучения.
Первоначально в педагогике преобладала точка зрения, согласно к-рой уч. Т. способно полностью заменить занятия в классе. Роль учителя сводилась, т. о., к выполнению чисто техн. организац. функций, предпочтение отдавалось «телевизионному педагогу» и творческой группе, готовящей передачу. Очевидными преимуществами уч. передач были богатые иллюстративные возможности Т., присутствие на экране крупнейших специалистов в разл. областях знаний, осуществление прямых репортажей с места событий и др. Однако эксперименты во мн. странах мира показали несостоятельность такого подхода. К недостаткам уч. Т. относились сложность взаимодействия образоват. и теле-вещат. орг-ций, проблема подготовки учителя к телеуроку, конкуренция между ним и «телевизионным» учителем и др. Интерес к уч Т снизился также с применением в уч. заведениях видеотехники и замкнутых телесистем Передачи на урок сохранились во мн развитых странах до кон 80-х гг (в России до 1991).
Более жизнеспособной оказалась идея использования уч Т как формы заочного образования Так, в 1963 в Японии компания Эн-Эйч-Кей организовала заочную школу В СССР. с 1964 проводились систематич. телепередачи для студентов, сначала в Ленинграде на местной студии, а с 1965 на Центр телевидении в Москве Разрабатывались телеверсии лекций по уч предметам физ. -матем. и техн. циклов, гуманитарным предметам (на основе уч планов Всес заочного поли-техн. ин-та), а также для поступающих в вузы Однако эти передачи лишь оказывали помощь учащимся, но не являлись самостоят.формой заочного обучения, что оказалось крайне неэффективным.
В кон. 60-х гг возникли первые автономные формы высш. заочного телевизионного образования Наиб. удачным уч заведением такого рода стал Брит открытый ун-т (осн.в 1969), предоставляющий студентам, успешно сдавшим выпускные экзамены, диплом о получении высш. образования Заочные телевизионные уч заведения были также созданы в ФРГ, Голландии, Израиле, Испании, Канаде, Замбии, Индонезии, Китае и др. странах В Польше работал учительский телерадиоун-т (осн.в 1974). для повышения квалификации работников сферы образования В нач 90-х гг в мире насчитывалось 15 нац. телерадио ун-тов.
Уч Т, ориентированное на неформальное самообразование, сохранилось в очень ограниченном виде и практически слилось с просветительским направлением В России в нач 90-х гг оно представлено телеуроками по иностр. языкам и передачами познават, бытового характера и др.
Проблемы образоват. Т исследовались с 50-х гг В России их изучали А Д Боборыкин, А М Гельмонт, В В Егоров, В II Муштаев, Д И Полторак, Л II Прессман, А А Степанов, С Г Шаповаленко и др.
Воспитательные аспекты Т чаще всего связывают с формированием норм поведения и ценностных ориентации детей, подростков и молодежи, а также с разл формами организации досуга В этом смысле Т - одно из самых влиятельных средств социализации Воспитат. направление проявляется, прежде всего, через трансляцию худож. и анимац фильмов, лит -драматич и муз. передачи, адресную публицистику, игровые программы.
Однако увлеченность детей Т имеет свои негативные стороны сокращается время их активного отдыха, прогулок, игр, общения со сверстниками, а бессистемный многочасовой просмотр телепередач может нанести существ вред здоровью ребенка Поэтому необходим контроль со стороны взрослых за выбором телепередач детьми Большую пользу приносит совместный просмотр фильмов и др. передач родителями с детьми Нек-рые программы, напр. «Семейный канал» Всерос гос. телерадиокомпании, специально ориентированы на совместный досуг взрослых и детей у телеэкрана.
В СССР. телепрограммы для детей появились в 30-е гг (кукольные спектакли, концерты, познават передачи и др.). В кон 40-х гг образована дет. редакция на Моек телецентре Для детей начали создаваться спец. телеспектакли.
К нач 60-х гг большой популярностью пользовались формы активного взаимодействия дикторов с юными телезрителями в передачах «Умелые руки» (среди ведущих - В M Леонтьева и др.), «Выставка Буратино» (ведущий - художник В Курчевский). и др. В адрес этих передач еженедельно приходили сотни писем от юных телезрителей В эти же годы появились постоянные персонажи-куклы Буратино, Шустрик и Мямлик, Алеша Почемучка, а позднее - герои передачи «Спокойной ночи, малышив - Хрюша, Степашка и др.
В 60-е гг сложилась довольно четкая адресная структура телепередач для дошкольников и мл школьников готовились кукольные спектакли и т и, мультфильмы, для подростков - передачи, связанные со шк. и пионерской тематикой и познавательные, для юношей и девушек 14—17 лет - тележурналы, олимпиады, конкурсы и др. В 1967 создана Гл. редакция программ для детей и юношества Центр телевидения, затем дет. редакции в региональных телестудиях, среди к-рых своими традициями выделялась дет. студия Ленингр телевидения.
В кон 60-х - нач 70-х гг в практику подготовки передач вошли массовые опросы юных телезрителей (Г Галочки-на), помогающие определить интересы детей и подростков В 70-е гг адресная структура включала 5 возрастных групп. Для дошкольников предназначались передачи с участием кукольных персонажей, с отрывками из мультфильмов и т и, для мл школьников передачи, связанные с игровой и уч деятельностью («АБВГДейка» и др.), для мл подростков - программы, ориентированные на познават процессы, часто с включением развлекат. и соревноват элементов, для ст подростков - рассматривающие проблемы межличностных отношений, для юношей и девушек - посвященные проблемам самоопределения, самопознания и т.н. («Тебе, Юность» и др.).
В 80-х гг были детально определены социологич. обследованиями (В С Соб-кин и др.). доминанты интересов в каждой группе и их зависимость от пола. В частности, обнаружены резкие изменения в предпочтениях в 9 лет пользуются попу лярностью передачи о животных, приключениях и путешествиях, в 12 лет - о сверстниках и эстрадная музыка, в 15 лет - телеигры интеллектуального характера и информац программы Была также обоснована необходимость создания передач отдельно для мальчиков и девочек.
В нач 90-х гг рост общего объема телевещания для детей и юношества увеличился за счет прибавления телеканалов практически каждый из них транслирует мультфильмы и худож. кинофильмы, преим иностранные Гл. редакция программ для детей и юношества в Москве разделилась на две редакции Одна редакция сохранилась в «Останкино», продолжая готовить традиц. популярные передачи («Спокойной ночи, малышив, «До 16 и старше» и др.). и создавая новые программы (напр., «Между нами, девочками»). Другая редакция образована во Всерос гос. телерадиокомпании (Творческо-производств объединение «РОСТ»). и в основном разрабатывает новые формы, напр. информац программу «Там-там-новости», выходящую 5 раз в неделю (в ней дети сами выступают авторами и ведущими передач). Поиск новых форм дет. передач ведется также местными студиями
Лит Гельмонт А М, Полтора к Д И, Телевидение в шк. образовании, М 1963, Проблемы уч телевидения Сб ст, под общей ред А Д Боборыкина и А А Степанова, Л, 1969, Телеэкран приглашает детей Сб ст, сост Г Галочкина, М, 1976, Психол -пед. воздействие уч кино и телевидения, М, 1979, Телевидение в уч. процессе Сб науч. трудов ЛГПИ им А И Герцена, от ред А Д Боборыкин и А А Степанов, Л, 1981, E г. о-р о в В В, Телевидение и школа проблемы уч телевидения М, 1982, Муштаев В II, Уроки иск ва Очерки об уч телевидении, М, 1985, Телевидение и школа опыт социокультурного исследования Сб ст, под общей ред В С Собкина, М, 1989
А В Шариков
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.