РУМЫНИЯ

РУМЫНИЯ

(Romania), гос-во на Ю.-В. Центр. Европы, на С. Балканского полуострова. Пл. 237,5 тыс. км2. Нас. 22,8 млн. чел. (1992); ок. 89,4% — румыны, 7,1% — венгры, 0,5% — немцы.

Офиц. яз. — румынский. Столица — Бухарест. Первые свидетельства письм. культуры на территории совр. Р. относятся к 10 в. Эта культура характеризовалась сочетанием дако-романских традиций с влиянием Византии и славян. В 14 в. образовались княжества Валахия и Молдавия. Распространение юрисдикции болг. епископий на терр. Добруджи и Валахии, а Галицкой епископий на терр. Молдавии привело к тому, что в письм. культуре (как церковной, так и светской). доминирующим стал старослав. язык, на к-ром и велось обучение в первых школах, образованных в 14—15 вв. при монастырях в Байя-Маре, Орадя, Сибиу и др. Согласно рум. ист. хроникам, уже в 1495 при церкви Св. Николая в Брашове осн. школа с преподаванием на рум. яз., в 1562 — лат. колледж в Котнари. В 16 в. терр. Валахии и Молдавии попали в зависимость от османской империи. В богослужении, делопроизводстве и переписке вместо церк.-слав. языка стал использоваться народный, т.е. румынский, язык. В 17 в. в церк. лит-ре Валахии появились романоязычные произведения на кириллице. Первым из них было «Учительное евангелие», переведённое и отпечатанное в 1642 в типографии Говорского монастыря.

В период раннего средневековья для письм. культуры валашского населения Трансильвании было характерно распространение визант. письм. лит-ры в слав, переводах. Позднее (в 12—13 вв.). с освоением этой территории венграми, секеями и саксами и принятием ими католичества культура Трансильвании приобрела лати-низиров. формы, постепенно осваивая идеи Возрождения. Наряду с рум. языком в сер. 15 в. началось употребление в делопроизводстве, образовании и лит-ре венг. и нем. языков. Борьба разл. религ. течений в ходе Реформации, придававших важную роль распространению новой идеологии, оказывала влияние на расширение образования. Росло число школ; в 1699 вышел первый романо-язычный букварь. В Алба-Юлии было основано первое высшее уч. заведение в Трансильвании — Академич. колледж.

Время правления в Валахии господаря Константина Брынковяну (кон. 17 — нач. 18 вв.). характеризовалось общим подъёмом культуры, развитием шк. образования, хотя оно оставалось доступным гл. обр. представителям привилегиров. сословий. Действовали существовавшая со 2-й пол. 16 в. слав, школа при бухарестской церкви Св. Георгия и организованная в сер. 17 в. господарская школа в Тырговиште, в к-рой преподавали учителя — выпускники Киево-Могилянской академии и Большой патриаршей школы в Константинополе. В нач. 90-х гг. 17 в. осн. господарская высш. школа при монастыре Св. Саввы в Бухаресте, дававшая высш. образование, обучение велось на слав., греч. и рум. языках; получило развитие и нач. обучение, к-рое обеспечивали соответственно школы в Бухаресте и в Кымпулунге.

Потребности школ вызвали появление первых славяно-рум. словарей, а также издание в 1697 Антимом Ивиряну грамматики Мелетия Смотрицкого, послужившая образцом и для первой рум. грамматики, подготовленной тырго-виштским учителем Стайку.

В Молдавии до сер. 17 в. самостоятельных проф. и высших школ не было; дети из боярских родов и семей состоятельных горожан получали образование в заруб. уч. заведениях. Лишь в 1640 в Яссах при монастыре Трёх Святителей была открыта Славяно-греко-лат. академия, в её организации принял участие П. Могила. Он послал в Яссы быв. ректора Киево-Могилянской академии Софрония По-чацкого и четырёх наставников, к-рые ввели преподавание на славянском и латыни по киевскому образцу. Курс охватывал грамматику, риторику, философию и теологию. В кон. 40-х гг. в Ясской академии введено преподавание греч. языка. К 1-й пол. 18 в. открыты славяно-молд. школы при епископиях в Романе, Хуши и Рэдэуцах.

В среде валашского населения Трансильвании, входившей в состав Австро-Венгерской империи, во 2-й пол. 18 в. под влиянием культуры Просвещения оформилось идеологич. движение, получившее назв. «трансильванская школа». Усилиями его деятелей созданы многие нач. школы, в т. ч. и для валахов, для них стали издаваться учебники и пособия. Была провозглашена уч. повинность, однако во мн. комитатах не хватало учителей, многие сел. школы прекращали работу вскоре после открытия.

После издания австро -венг. эдикта о веротерпимости (1781). возникли конфессиональные школы для валахов в Блаже и Орадя. В 1811 в Сибиу открыта православная духовная семинария, в 1812 в Араде — учительская семинария, среди её преподавателей был Д. Цикиндял, известный лит. трудами.

Высшее образование удавалось получить немногим. Наиб. известными высш. уч. заведениями были основанные в кон. 18 в. королевский Академич. лицей в Клуже, академии в Орадя и Сибиу, а также католич. коллегии в ряде городов.

В Валашском и Молдавском княжествах просветительство под влиянием трансильванской школы приобрело реформаторский характер. Его идеологи видели в письм. культуре на родном языке средство преодоления социальной отсталости и условие построения нац. гос-ва. Многосторонняя деятельность просветителей Валахии Г. Лазера, Е. Потеки, Д. Голеску была направлена на распространение культуры и образования. В кон. 18 — нач. 19 вв. в Валахии переведён ряд заруб. учебников по математике, пособий по космологии. Сторонниками общей светской ориентации обучения на родном языке выступали в Молдавии просветители А. Хотинский, В. Костаке. Хотинский в 1795 издал «Элементы арифметики» на основе перевода и переработки труда итальянца А. Конти, а С. Буффье перевёл с итальянского учебник по географии, дополнив его сведениями о Валашском и Молдавском княжествах. Такие издания стали необходимыми в связи с расширением возможностей для получения образования, в т. ч. высшего, к-рое обеспечивали господарские школы и заруб. уч. заведения. Для детей из боярских семей были открыты господарские академии (давали как начальное, так и среднее и высшее образование). Детям из ремесл. и торговых сословий разрешалось посещение только нач. классов.

Преподавание в академиях велось на греч. языке, в системе обучения сохранялись элементы средневековой школы. Академии и нач. школы открылись не только в столицах княжеств, но и в уездных центрах — Крайове, Бузэу, Плоешти. Книжник А. Мэзэряну организовал на базе быв. нач. школы при Путнянском монастыре духовную академию. В 1803 Костаке основал Соколянскую духовную семинарию.

В кон. 18 — нач. 19 вв. возрос интерес к родному языку, к-рый активнее проникал и в систему образования, в т. ч. и высшего. Появились романоязычные учебники, создавались словари. Однако расширение элементов светской культуры не повлияло значит. ельно на содержание и характер гуманитарного образования, сохранявшего религ. ориентиры.

В 1829 Валахия и Молдавия добились с помощью России автономии в Османской империи, а в 1859—62 составили единое гос-во — Румынское княжество. В 1864 был принят шк. закон, провозгласивший обязательность обучения детей с 8 до 12 лет. (Р. стала 5-й страной в Европе с обязательным и бесплатным нач. обучением.). В ходе рус.-тур. войны 1878—79 рум. гос-во стало независимым (с 1881 офиц. назв. Рум. королевство). Процесс нац. освобождения стимулировал рост числа учащихся (в 1850—75 оно увеличилось с 16 тыс. до 100 тыс.). и шк. сети. В 1860 открылся первый в Р. ун-т в Яссах, в 1864 — в Бухаресте (вскоре стал крупнейшим вузом Р.). Действовали также высш. проф. школы (мостов и дорог, архитектуры, ветеринарии и др.). Развитие высш. образования, появление отеч. профессуры сократили отток молодёжи за рубеж. Появились центры науки: основанное в 1862 Рум. науч. об-во уже в 1866 было преобразовано в Рум. академию.

Система образования Р. объединила нач. бесплатные школы (4 года обучения). и платные средние общеобразовательные (гимназии и лицеи; продолжительность курса до 7 лет), проф. и высшие уч. заведения. Из-за незначит. ельных финанс. средств, выделявшихся на нужды школы, право на нач. образование имело лишь декларативный характер. Во 2-й пол. 19 в. были организованы нормальные школы для подготовки учителей нач. школ и высшие пед. школы, готовившие преподавателей для ср. уч. заведений. В 1893 принят закон, по к-рому 4-летний курс сохранялся лишь в школах, имевших двух учителей. К 1900 из 700 тыс. сел. детей лишь 125 тыс. посещали школу. Неграмотные в городах (в возрасте от 7 лет.н. старше). составляли 78%, в селах — 84%. К 1914 в общеобра-зоват. и проф. средних уч. заведениях получали подготовку ок. 35 тыс. чел., в вузах — ок. 5 тыс. чел. (на почти 8 млн. жителей Р.). Курс обучения в вузах охватывал лишь 3 года.

Развитие системы образования в Тран-сильвании до 1918 регламентировалось австро-венг. законом 1868, согласно к-рому было введено обязат. образование для детей от 6 до 15 лет с преподаванием на родном языке. Однако закон, не подкрепленный финанс. средствами, для рум. населения остался на бумаге. В 1879 венг. яз. объявлен обязат. предметом во всех рум. школах, в нач. 20 в. все нач. и ср. школы с преподаванием на рум. языке были закрыты. На родном языке обучение продолжалось лишь в церк.-приходских школах, многие из к-рых не обеспечивали должного уровня обще-образоват. подготовки. В результате 3/4 румын Трансильвании к 1914 оставались неграмотными. В 1918 Трансильвания вошла в состав рум. гос-ва.

Закон 1924 о нар. школе и подготовке учителей ставил своей целью унифицировать систему шк. образования на всей территории страны. Вместо 4-летнего обязат. образования вводилось всеобщее 7-летнее. Основой его стала нар. школа (4 года обучения). В нек-рых из них создавалась дополнительная «посленачаль-ная» ступень (5—7-е кл.). Фактически это было тупиковое звено; переход из них в лицеи осуществлялся после строгого экзамена.

5-классные прогимназии и 8-классные (классические и реальные). гимназии и лицеи продолжали существовать. Имелись также начальные ремесленные и с.-х. школы (5 лет обучения). В 1937/38 уч. г. в нар. школах училось 70,1% детей соответствующего возраста, ок. 1 млн. детей не посещало школ. В 1939 из 16 млн. чел. населения св. 4 млн. взрослых оставались неграмотными. Уменьшалось число студентов: с 40 тыс. в 1933 до 14,6 тыс. в 1941/42 уч. г. В годы воен.-фаш. диктатуры (1940—44). система образования испытала влияние шовинистич. идей, к-рые внедрились в уч. планы школ за счёт уменьшения объёма знаний по мн. уч. предметам.

После провозглашения Рум. нар. республики (1945). первоочередными задачами образования и воспитания были ликвидация неграмотности, реформа школы на демокр. основах. Шк. законом 1948 частные и конфессиональные школы преобразованы в государственные, отменено преподавание религии, установлены равные права всех граждан на образование. Введено бесплатное 7-летнее обучение, а начальная — 4-клас-сная школа — стала обязательной и всеобщей. В целях ликвидации неграмотности созданы кружки и курсы, рассчитанные на 1—2 года для лиц от 14 до 55 лет. Благодаря этим мерам уже к 1951 число неграмотных сократилось в 4 раза, а к кон. 1955 неграмотность была почти полностью ликвидирована. В 1961 завершён переход ко всеобщему обязательному 7-летнему образованию, в 1963 — к 8-летнему.

В 1968 Великое Национальное собрание Социалистич. Республики Румынии (СРР, офиц. назв. рум. гос-ва в 1965- 1989). приняло новый закон об образовании, согласно к-рому в общеобразовательной системе обучения был осуществлён повсеместный переход к школе-десятилетке, а также введено обучение с 6-летнего возраста. Предусматривалось соединение в школах общеобразовательной и проф. подготовки молодёжи. Эта модель организации школьного образования практиковалась до кон. 80-х гг.

С переходом Р. (в кон. 1989). к строительству демократич. и правового гос-ва уч. программы школ пересматривались, освобождаясь от догматич. идеологич. наследия предшествовавшего периода. В кон. 1993 велась разработка новой правовой базы образования. В июле 1995 парламент Р. принял закон об образовании, отразивший новый этап жизни страны. Сохранив сложившуюся в 50—70-х гг. организац. структуру общего образования, закон 1995 ограничил обязат. обучение 8 классами школы (возраст детей от 6—7 до 15 лет).

Современная система образования охватывает учреждения дошкольного воспитания (для детей 3—7 лет), обще-образоват. школы, проф. и высшие уч. заведения. Общее образование дают нач. школы (1—4-е классы). и гимназии (5—8-е классы), составляющие обязательную ступень шк. подготовки, а также лицеи (9—12-е классы), обеспечивающие полное ср. образование, проф. ориентацию и нач. подготовку в избранной учащимся профессии.

Обучение в нач. школе и гимназии ведётся по единой программе. Изучение рум. яз. как государственного обязательно. Закон 1995 гарантирует лицам, относящимся к т. н. нац. меньшинствам, изучение родного яз., истории и культуры своего народа; с этой целью создаются группы, классы и уч. заведения обязат. образования. Историю и географию Р. учащиеся из нац. меньшинств изучают в нач. школе на родном яз., а в гимназиях — на румынском.

Обучение в лицеях дифференцировано по более чем 10 профилям. Окончившим лицей спец. комиссией мин-ва образования присваивается звание бакалавра; они получают право продолжить образование в вузе или работать по избранной профессии. Законом предусмотрена возможность дополнительного — постлицейского — образования, организуемого по заказам предприятий и орг-ций. В сер. 90-х гг. насчитывалось 13,7 тыс. нач. школ и гимназий (2,6 млн. учащихся). и св. 1 тыс. лицеев (ок. 1 млн. учащихся).

В систему профессионального образования входят нач. проф. училища (на базе гимназия, курса; 1—3 г. обучения). и проф. школы (на базе лицея; 1—2 г.). В сер. 90-х гг. насчитывалось св. 1 тыс. разл. уч. заведений проф. образования (ок. 4 тыс. учащихся). Из-за трудностей финансирования число мест для учащихся во всей системе довузов-ского образования сократилось почти на 50 тыс. В уч. планы школ и проф. уч. заведений введено преподавание религии: в нач. школе — обязательное, в гимназиях — как предмета по выбору, в лицеях и проф. уч. заведениях — факультативное.

Система высшего образования рассчитана на 2 формы обучения: специализированная с сокращённым сроком до 3 лет (программа подготовки мл. инженеров, учителей и т. д.); высш. ступень со сроком обучения до 6 лет. В нач. 90-х гг. в стране функционировало 48 высш. уч. заведений, в к-рых обучалось 192 800 студентов, что составляло 83 чел. на 10 000 жителей.

Крупнейшие вузы: Ун-т в Бухаресте (8 ф-тов, ок. 9 тыс. студентов), Ин-т им. Александра Ионы Кузы в Яссах (8 ф-тов, ок. 7 тыс. студентов), Ун-т Клуж-Напока (осн. в 1919; 8 ф-тов, ок. 9 тыс. студентов), Ун-т Тимишоара (1962; 3 ф-та, ок. 5 тыс. студентов), Ун-т Крайова (1966; 8 ф-тов, ок. 10 тыс. студентов), Ун-т Бра-шова (1971; 5 ф-тов, ок. 10 тыс. студентов).

После революции 1989 наблюдается быстрое развитие частного образования. К кон. 1993 насчитывалось 29 частных вузов (450 ф-тов). Число обучавшихся в них составляло 100 тыс. человек (св. V з всех студентов страны).

Педагогическое образование. Подготовка учителей осуществляется в пед. лицеях, ин-тах, ун-тах. Воспитателей дет. садов и учителей 1—4-х кл. готовят в пед. лицеях (4 года на базе 12-летней школы). Учителей 5—8-х кл. — в 3-летних пед. ин-тах или ун-тах, преподавателей лицеев — в ун-тах и техн. вузах, мастеров-инструкторов — в школах мастеров или в лицеях при условии сдачи дипломного экзамена и 3-летнего стажа работы для мастера и 5-летнего для техника.

Пед. ин-ты имеются в гг. Бухарест, Брашов, Галац, Клуж-Напока, Крайова, Тимишоара, Тыргу-Муреш, Яссы. Пед. ин-т им. М. Горького в Бухаресте (осн. в 1948). готовит учителей рус. яз. и лит-ры. Введена 2-ступенчатая система присвоения учителям квалификации знаний.

Педагогические научные учреждения. Ведущее науч. пед. учреждение — Ин-т пед. и психол. наук (осн. в 1952), Центр, ин-т усовершенствования учителей (осн. в 1952), Центр исследования проблем молодёжи (1968), Лаборатория планирования образования при Академии экон.

наук (1971). Пед. исследования ведут также кафедра пед. методики и практики филос. ф-та и кафедра психологии, лаборатории перспективных исследований, психолингвистики и социологии Бухарестского ун-та, кафедры педагогики унтов в Яссах в Тимишоаре.

Лит.: История Румынии, т. 1—2, М., 1971; Школа европ. стран социализма. Послевоен. развитие и совр. проблемы, М., 1976; Краткая история Румынии с древнейших времен до наших дней, М., 1987; Массовое образование молодежи в странах социализма, М., 1988; Isto-ria invajamintului din Romania, Buc., 1971; B a r-sanescu St., Unitateapedagogieicontempo-rane ca §tunja, Buc., 1976; S t o i a n St., Peda-gogia romana moderaa §i contemporana, Buc., 1976. И. Ф. Селиванова.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "РУМЫНИЯ" в других словарях:

  • Румыния — гос во на Ю. В. Европы. В первых веках н. э. территория совр. Румынии была окраиной Рим. империи, где местное население, смешавшееся с рим. переселенцами, называли романи (от латин. romanus римский ). В 1861 г. впервые образовалось гос во,… …   Географическая энциклопедия

  • Румыния — Румыния, Бухарест. Белый дом. РУМЫНИЯ, государство на Юге Европы, в бассейне нижнего Дуная, на Востоке омывается Черным морем. Площадь 237,5 тыс. км2. Население 22,8 млн. человек, в том числе румыны (89%), венгры (7%). Официальный язык румынский …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Румыния —         (Romania), Социалистическая Республика Румыния, социалистическое государство на юге Европы. Состоит из исторических областей Трансильвания, Валахия и Молдова. К неолиту на территории Румынии относятся выразительные статуэтки из глины (… …   Художественная энциклопедия

  • Румыния — (Romania), гос во в Юго Вост. Европе. С 15 в. часть Османской империи, господству к рой в этом регионе бросили вызов Россия и Австрия. В 1812 г. Россия установила контроль над Сев. Вост. Молдавией (Бессарабия), и в течение последних 40 лет… …   Всемирная история

  • РУМЫНИЯ — РУМЫНИЯ. Площадь Р. составляет 295 000 клг2, население в 1930 г. ок. 18 млн., из которых 11,8 млн. румыны, остальное же население в порядке убывающей численности состоит из венгров, евреев, русских, немцев, болгар, турок, поляков, татар и прочих… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Румыния — государство на юге Европы, в бассейне нижнего Дуная, на востоке омывается Чёрным морем. Площадь 237,5 тыс. км2. Население 22,8 млн. чел. Столица Бухарест …   Исторический словарь

  • Румыния —         (Romania),Cоциалистическая Pеспублика Pумыния (Republica Socialista Romania), гос во в юж. части Eвропы, в осн. в басс. ниж. Дуная. Ha B. омывается Чёрным м. Граничит c CCCP, НРБ, СФРЮ, BHP. Пл. 237,5 тыс. км2. Hac. 22,7 млн. чел. (1985) …   Геологическая энциклопедия

  • румыния — сущ., кол во синонимов: 1 • страна (281) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • РУМЫНИЯ — (Romania), Социалистическая Республика Pyмыния (Republica Socialists Romania), СРР, гос во на Ю. Европы. Пл. 237,5 ч. км2. Нас. 22,6 млн. ч. (1983). Столица Бухарест (1,95 млн. ж., 1983). Р. социалистич. гос во, развитая индустр. aгp. страна.… …   Демографический энциклопедический словарь

  • РУМЫНИЯ — Площадь 238 тыс.кв.км, население 23 млн.человек (1990). Развитая индустриально аграрная страна. Основное направление сельского хозяйства производство зерновых, технических культур, садоводство, виноградарство. В структуре валовой продукции сельс …   Мировое овцеводство

  • Румыния — (România)         Социалистическая Республика Румыния, СРР (Republica Socialistă România).          I. Общие сведения          Р. социалистическое государство в южной части Европы, в основном в бассейне нижнего Дуная. На В. омывается Чёрным морем …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»