РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович

РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович

[6(18).6.1889, Одесса, — 11.1.1960, Москва], психолог и философ, д-р пед. наук (1937), проф. (1937). Первый среди сов. психологов ч.-к. АН СССР. (1943), д. ч. АПН РСФСР. (1945). Высшее образование получил в 1909—13 в Германии в ун-тах Фрайбурга, Берлина и Марбурга. В защищённой им в Марбурге докторской дисс. был заложен осн. принцип его дальнейших науч. изысканий — использование филос. методов в конкретных обществ., в т. ч. психолого-пед., науках. С 1915 преподавал в частных гимназиях Одессы. С 1919 доцент Новороссийского ун-та там же. Заведовал кафедрами психологии в Одесском ин-те нар. образования (1921—30), ЛГПИ (1930—42). В 1942—45 директор Ин-та психологии в Москве (ныне Психол. ин-т РАО). В 1942 создал и возглавил кафедру психологии в МГУ, в 1945 — сектор психологии в Ин-те философии АН. Деятельность Р. как организатора исследоват. коллективов способствовала утверждению психологии как важной обществ, науки. Автор книги «Основы общей психологии» (1940; 19462; неск. переизданий; Гос. пр. СССР, 1942). — наиб. фундаментального обобщающего труда по психологии в России в 20 в. В кон. 40-х гг. в ходе кампании борьбы с космополитизмом труды Р. были подвергнуты тенденциозной критике, изъяты из библиотек, а сам Р. отстранён от всех должностей (см.: Плотников П. И., Очистить сов. психологию от безродного космополитизма, СП, 1949, № 4; Страницы истории: о том, как был уволен С. Л. Рубинштейн, ВП, 1989, № 4). Восстановлен в правах после 1954. Один из основателей журн. «Вопросы психологии» (1955). В 50-х гг. последовательно отстаивал статус психологии как самостоят. науки, несмотря на попытки её дискредитации на объединённой («павловской»). сессии АН и АМН (1950).

Р. создал ориг. философско-психол. концепцию человека, его деятельности и психики, явился основоположником деятельностного подхода в психологопед, науке, получившего благодаря его работам, а также трудам А. Н. Леонтье-ва, Б. М. Теплова, А. А. Смирнова, Б. Г. Ананьева и др. широкое признание. (Термин «деятельностный подход» стал употребляться уже после смерти Р. Сам он использовал термины «принцип творческой самодеятельности», а позднее — «принцип единства сознания и деятельности».). В 1922 в ст. «Принцип творческой самодеятельности. (К филос. основам совр. педагогики)» (см.: ВП, 1986, № 4). Р. отметил, что личность не просто проявляется в деятельности, но в ней формируется. В соответствии с этим Р. подчёркивал необходимость замены образования как восприятия готовых результатов и копирования данных образцов «системой, основа и цель к-рой — развитие творческой самодеятельности».

В 30—40-х гг. разработал систему психологии на основе принципа единства сознания и деятельности. Субъектом этого единства является личность; в её деятельности выделены осн. компоненты в их взаимосвязях: мотивы, цели, действия, операции и т. д. Действие — это «единица» деятельности. Практич. действие — первичная форма мышления. По Р., деятельность выступает в качестве поведения, когда в ней главным становится отношение к моральным нормам; «единица поведения» — поступок.

В кон. 40-х гг. в деятельности и др. видах активности субъекта Р. вычленил в качестве их гл. регулятора психическое как процесс в соотношении с его продуктами (понятиями, чувствами и т. д.). Такой процесс — осн. способ существования психического. Напр., мышление — это не только деятельность субъекта (включающая мотивы, цели, умственные операции и т. д.), но и протекающий внутри неё пластичный процесс анализа, синтеза и обобщения, выявления проблемной ситуации, превращения её в задачу и т. д. Созданная Р. и его последователями теория мышления стала мето-дологич. основой исследований закономерностей умственного воспитания (усвоения знаний, формирования способностей на основе задатков в процессе деятельности и т. д.), помогла обоснованию и внедрению проблемного обучения, а также метода формирующего эксперимента («изучать ребёнка, обучая его»).

Обобщая эти исследования, Р. в кон. 40-х гг. разрабатывал ориг. общефилос. принцип детерминизма: внеш. причины, влияния (в т. ч. педагогические). действуют только через внутр. условия, составляющие основание развития. По Р., ребёнок — не просто объект пед. воздействий, а активный их преобразователь и соучастник, субъект обучения и самообучения.

На основе своего принципа детерминизма в философско-психол. труде «Бытие и сознание» (1957). Р. систематически разработал систему категорий бытия, человека, субъекта и объекта, материального и идеального, сознания и бессознательного, психического и физиологического и т. д. Он раскрыл различие и взаимосвязь между бытием и объектом, между бытием и материей, показав неправомерность сведения бытия к материи. Исследовал также проблемы эмоций, памяти, восприятия, речи и др.

Науч. наследие Р. — одна из важных теоретич. основ совр. процессов гуманизации образования, индивидуализации процесса обучения, творческого сотрудничества педагогов и учащихся.

Соч.: Основы психологии, М., 1935; Психология и педагогика (о путях психол. исследования), СП, 1941, № 7—8; Психол. наука и дело воспитания, СП, 1945, № 7; О мышлении и путях его исследования, М., 1958; Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Проблемы общей психологии, М., 1973,19762.

Лит.: Ананьев Б. Г., Творческий путь С. Л. Рубинштейна, ВП, 1969, № 5; Б p у III -линский А. В., Проблемы обучения и мышления в трудах С. Л. Рубинштейна, там же; его же, С. Л. Рубинштейн — родоначальник деятельностного подхода в психол. науке, ГГЖ, 1989, №3; Абульханова-Славская К. А., Брушлинский A. B., Философско-психол. концепция С. Л. Рубинштейна, М., 1989; Ильницкая И. А., Учение С. Л. Рубинштейна и проблемы пед. практики, ВП, 1989, № 3; Сергей Леонидович Рубинштейн: Очерки, воспоминания, материалы, М., 1989; Якиманская И. С., У истоков пед. психологии, СП, 1989, № 8; P а у n e T. R., S. L. Rubinstein and philosophical foundations of Soviel psychology, Dordrecht, 1968; Matthaus W., Sowjetische Denkpsychologie, Gottingen, 1988. А. В. Брушлинский.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович" в других словарях:

  • РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович —     РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович [6(18) июня 1889, Одесса 11 января 1960, Москва] отечественный философ и психолог. В 1913 окончил философский факультет Марбургского университета, там же в 1913 защитил докторскую диссертацию “Eine Studie zum… …   Философская энциклопедия

  • Рубинштейн Сергей Леонидович — (6.06.1889, Одесса 11.01.1960, Москва) советский психолог и философ, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Биография. Окончил Одесский университет, философское и психологическое образование завершил в Марбурге (1913), где… …   Большая психологическая энциклопедия

  • РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович — (1889 1960) российский психолог и философ, член корреспондент АН СССР (1943). Основные труды по философским проблемам психологии, исследования памяти, восприятия, речи, мышления. Главное сочинение Основы общей психологии (1940; Государственная… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Рубинштейн Сергей Леонидович — (1889 1960) советский психолог и философ, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Философское и психологическое образование получил в Марбурге. С 1942 г. в течении несколько лет был директором Институт психологии. В 1943 г.… …   Психологический словарь

  • Рубинштейн Сергей Леонидович — [6(18).6.1889, Одесса, ‒ 11.1.1960, Москва], советский психолог, член корреспондент АН СССР (1943). Заведующий кафедрами психологии Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена (1930‒42) и МГУ (1942‒50), директор института… …   Большая советская энциклопедия

  • Рубинштейн, Сергей Леонидович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Рубинштейн. Сергей Леонидович Рубинштейн Дата рождения: 6 (18) июня 1889(1889 06 18) Место рождени …   Википедия

  • Рубинштейн Сергей Леонидович — (1889 1960), психолог и философ, член корреспондент АН СССР (1943). Основные труды по философским проблемам психологии, исследованию памяти, восприятия, речи, мышления. Главные сочинения  «Основы общей психологии» (1940; Государственная премия… …   Энциклопедический словарь

  • Рубинштейн, Сергей Леонидович — [06(18)06.1889 11.01.1960] философ и психолог. Род. в Одессе. В 1913 окончил филос. ф т Марбургского ун та, там же в 1913 защитил докт. дисс. по филос. "Eine Studie zum Problem der Methode". В 1937 без защиты дисс. ему была присуждена… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Рубинштейн Сергей Леонидович — Сергей Леонидович Рубинштейн (18 июня 1889, Одесса 11 ноября 1960, Москва) российский психолог и философ, член корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Основатель кафедры и отделения психологии… …   Википедия

  • РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович — (6(18).06.1889, Одесса 11.01.1960, Москва)    психолог и философ. Получив высшее философско психологическое образование в Германии и защитив докторскую диссертацию по философии в Марбурге ( Исследование проблемы метода , на нем. языке, 1913), Р.… …   Русская Философия. Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»