РАССУЖДЕНИЕ

РАССУЖДЕНИЕ

мыслительный процесс, направленный на обоснование к -л положения или получение нового вывода из неск. посылок. Мышление принимает форму P обычно в тех случаях, когда нужно узнать что-то новое, анализируя уже известные факты или положения, а также тогда, когда истинность к -л суждения вызывает сомнения и требуется подтверждение, доказательство или опровержение этого суждения. В дедуктивных науках (напр., в математике). доказательство осуществляется путем раскрытия его оснований, сопоставления с др. суждениями, истинность к-рых установлена. В индуктивных науках (напр., в химии). доказательность P. достигается не только путем использования обоснованных суждений, но и посредством обязательной опоры на опыт P не всегда бывает строго доказательным в тех случаях, когда необходимо сделать предположение, более или менее вероятное, используются правдоподобные P. Процесс P. имеет сложную структуру выделение цели P., анализ ситуации, отделение существенных моментов от несущественных, возникновение общего плана P и его осуществление.

В P. известную вспомогат роль играют наглядные моменты, напр. схема-тич изображение условий задачи. Средством формирования и выражения P. является речь. При становлении процесса P. именно речь (проговаривание). — важнейшее средство овладения процессом P, сохранения последовательности его звеньев и контроля за ходом P.

Базой для P. являются накопленные знания, содержание и уровень к-рых влияют на глубину P Осуществляется P в форме суждений и умозаключений дедуктивных (см Дедукция), индуктивных (см Индукция), гипотетических (см Гипотеза), по аналогии Обычно в процессе P используются умозаключения не одного, а неск. типов Важную роль в P выполняют мыслительные операции — анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстракция, конкретизация.

Способность последовательного логич. P сформировалась постепенно в процессе ист развития человеческого мышления. В ходе индивидуального развития человека способность P формируется также не сразу. Задолго до того, как ребенок начинает рассуждать, он овладевает умением разумно действовать и решать достаточно трудные задачи в процессе игровой и практич. деятельности Оперирование вещами, в ходе к-рого ребенок познает какие-то постоянные их свойства, умение устанавливать отношения между ними и т.н. подготавливает.

формирование и такого мыслительного действия, как Р. Впервые оно складывается в дошк. возрасте и проявляется в высказывании суждений и простейших умозаключений, возникающих в контексте игры, по поводу прочитанных ребёнку рассказов и т. п. Характерные ошибки, противоречия с действительностью, допускаемые в Р. ребёнка-дошкольника, постепенно снимаются.

Как и др. мыслительные процессы, Р. развивается и совершенствуется в процессе обучения. При этом структура Р. меняется. Вначале оно очень развёрнуто, громоздко, постепенно отд. звенья опускаются и Р. становится более сжатым. Без достаточного руководства развитием Р. у учащихся нередко обнаруживается характерный недостаток: они приступают к выполнению задания, не имея общего плана, общей стратегии Р., делают поспешные выводы, предварительно не проанализировав всех исходных моментов, не уяснив связи между ними. Учителю необходимо помочь учащимся научиться рассуждать, овладеть методом Р. Для раз л. заданий, выполнение к-рых требует Р., необходимо чётко определить состав и последовательность операций, обеспечивающих правильное Р. В процессе выполнения разных заданий учащиеся овладевают суммой конкретных методов Р., каждый из к-рых ограничен определённым типом материала и самой задачи. Однако в процессе их систематич. применения учащиеся приучаются к глубокому анализу условий любого задания, любого материала, к поиску существенных отношений между ними, что является условием продуктивности Р. в отношении не только типовых, но и творческих задач.

Лит.: Блонский П. П., Развитие мышления школьника, в кн.: Избр. пед. и пси-хол. соч., т. 2, М., 1979; Рубинштейн С. Л., О мышлении и путях его исследования, М., 1958; Шеварев П. А., Обобщенные ассоциации в уч. работе школьника, М., 1959; II о и а Д., Как решать задачу, пер. с англ., М., 1959; Гальперин П. Я., Управление процессом учения, в сб.: Новые исследования в пед. науках, в. 4, М., 1965; Пиаже Ж., Роль действия в формировании мышления, ВП, 1965, № 6. А. Н. Ждан.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "РАССУЖДЕНИЕ" в других словарях:

  • Рассуждение — один из трех элементов сочинения, устанавливаемый традиционной стилистикой и определяемый как раскрытие частей целого в их логической последовательности, как доказательное развертывание мысли по определенной схеме (см. «Хрия»). По существу Р.… …   Литературная энциклопедия

  • Рассуждение — Рассуждение  ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую нибудь тему, изложенных в логически последовательной форме. Рассуждение в логике Рассуждение  термин школьной теории словесности (устаревшее значение) См. также Рассуждение о… …   Википедия

  • РАССУЖДЕНИЕ — РАССУЖДЕНИЕ, рассуждения, ср. 1. Ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую нибудь тему, заложенных в логически последовательной форме. Рассуждение, опирающееся на конкретные факты. Правильное рассуждение. Вздорное рассуждение. || чаще мн.… …   Толковый словарь Ушакова

  • рассуждение — См. суд, суждение вдаваться в рассуждения, в рассуждение, в рассуждении... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. рассуждение суд, суждение; энтимема, вывод, философствование,… …   Словарь синонимов

  • Рассуждение —     РАССУЖДЕНИЕ. Доказательное развитие какого нибудь отвлеченного положения до степени его очевидной ясности называется рассуждением. В противоположность строго индуктивным или математическим наукам, рассуждение не основывается на одном… …   Словарь литературных терминов

  • Рассуждение —  Рассуждение  ♦ Raisonnement    Умозаключение или, чаще, последовательная серия умозаключений. Рассуждать значит устанавливать истину (если рассуждение верно) посредством выстраивания упорядоченной цепочки других истин. На это можно возразить,… …   Философский словарь Спонвиля

  • рассуждение —     РАССУЖДЕНИЕ, разг. философствование     РАССУЖДАТЬ, разг. толковать, разг. философствовать     РУГАНЬ, брань, поношение, проклятия, ругательство, разг. чертыханье, разг. сниж. гавканье, разг. сниж. лай, разг. сниж. тявканье     РУГАТЕЛЬНЫЙ,… …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • РАССУЖДЕНИЕ — РАССУЖДЕНИЕ, я, ср. 1. Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме. Правильное р. 2. обычно мн. Высказывание, обсуждение. Пуститься в рассуждения. Выполнять приказ без рассуждений (не возражая, не обсуждая). • В… …   Толковый словарь Ожегова

  • РАССУЖДЕНИЕ — англ. reasoning; нем. Erwagung /Uberlegung. Система умозаключений, изложенных в логической последовательности. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • рассуждение —         РАССУЖДЕНИЕ в эпистемологии, методологии науки и исследованиях по компьютерному моделированию интеллектуальных процессов понимается как целенаправленная мыслительная деятельность, состоящая в постановке познавательно значимого вопроса и… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • РАССУЖДЕНИЕ — РАССУЖДЕНИЕ. Один из функционально смысловых типов речи. В основе Р. лежит мыслительный процесс, направленный на обоснование какого л. положения или получение нового вывода из нескольких посылок. Ведущая роль в процессах Р. принадлежит второй… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»