ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович

ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович

[21 5(2 6) 1827, Москва, — 10(23) 3 1907, Петербург], гос. деятель, юрист, публицист, педагог Окончил Уч-ще правоведения (1846). Служил в Сенате, изучал историю рус. гражд. права В 1859 защитил магистерскую дисс. «О реформах в гражд. судопроизводстве» В 1860—65 проф. гражд. права Моск. ун-та Написал ев 70 статей, 17 книг, перевел 19 книг, посвященных вопросам истории, юриспруденции, педагогики, политики, религ. -нравств. темам. Издал 11 сборников ист. и юрид материалов Поч. ч Рос. и Франц. академий наук.

Участвовал в разработке судебной реформы 1864 Преподавал законоведение членам царской семьи, в т.ч. будущим императорам Александру 3 и Николаю 2. Сенатор (1868), чл гос. совета (1872), обер-прокурор Синода (1880).

К 1870-м гг. П. стал убежденным противником реформ имп. Александра 2, ломавших патриархально-сословный уклад жизни В 80-х гг, располагая значит. влиянием на Александра 3, настоял на повороте пр-ва к консервативно-охра-нит курсу В 1905 подал в отставку со всех постов.

Вопросы педагогики были существенной частью полит программы П.. Выступая против либеральных установлений, П. в то же время опасался законодат переустройств, больше надеялся на внутр перерождение людей и разные формы духовного воздействия. Важнейшей из них П. считал церк.-приходские школы. В результате проводимой П. политики их число выросло за 1881—1903 в 11 раз (с 4 тыс до 44 тыс), в 1884 принято спец. положение о церк. -приходских школах. Эти уч заведения были выведены из подчинения МНП и вверены духовному ведомству, фактически они противопоставлялись светской — земской нач. школе. Ядром уч. программы был закон Божий, почти все остальные предметы — церк пение, рус. и церк -слав язык, чистописание — рассматривались как дополнение к гл. предмету. В программу входила также арифметика. Ученики обязательно участвовали в церк службе (чтении и пении) Руководил обучением священник, ему, как правило, помогали члены клира.

Устройство церк школы определялось общими пед.воззрениями П.. Он считал, что обучение непременно должно сочетаться с воспитанием, единственно возможной основой к-рого является религия. Большую роль П. отводил семейному воспитанию в дошк. периоде, полагал, что родители обязаны наставлять ребенка в началах веры В школе наряду с законом Божьим П. важное значение придавал древним языкам, а также рус. языку и лит-ре. Главное для школы, отмечал П, — не методики, программы, науч. разработки, а «живая личность учителя» В деле подготовки педагога гл. роль отводил не спец. образованию, а практич.опыту. Учение, по П, вооружая человека рядом общих правил и отвлеченных формул, может отдалить его от реальной жизни, «знание, само по себе, не воспитывает ни умения, ни воли».

П. указывал, что школа для народа не должна отрывать выходцев из низших социальных слоев от привычной среды, служить ступенью к ср и высш. образованию С помощью просвещения не следует искоренять в народе «безотчетные ощущения и мнения» (предания, традицию), формировать рационалистич подход к миру.

В своих выводах П. опирался на взгляды ученых, педагогов, церк деятелей консервативной ориентации — франц социологов Ф. Ле Пле и Э. Демолена, англ. священника С. Барнетта (1844—1913). Значит. влияние на П. оказала деятельность H И Ильминского и С А Рачинского.

Пед.взгляды П. заметно повлияли на постановку обучения в духовных академиях и семинариях Преподавание, науч. поиск, самостоят. работа учащихся были здесь стеснены адм контролем, должны были соответствовать устоявшимся взглядам и патриархальным нар. воззрениям Усиливался спец. и прикладной характер духовного образования, оно отдалялось от светской культуры.

Начинания П. в 80-х гг. 19 в были с одобрением встречены многими церк и обществ.деятелями Ряд выводов П. (напр., о связи обучения с воспитанием, о необходимости сблизить школу с церковью) имел важное значение для формирования образоват.политики Вместе с тем для него характерны стремление сделать церк школу для народа орудием полит и социального охранительства, чрезмерное недоверие к теории, широкой образованности и к самостоятельному духовному поиску Преобразования П. в системе духовно-учебных заведений вызвали обществ.недовольство.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович" в других словарях:

  • Победоносцев Константин Петрович — Константин Петрович Победоносцев Обер прокурор …   Википедия

  • Победоносцев, Константин Петрович — известный юрист и государственный деятель, ДТС, статс секретарь; род. в Москве в 1827 г. По окончании курса в училище правоведения поступил на службу в московские департаменты сената; в 1860 65 гг. занимал кафедру гражданского права в Московском… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Победоносцев Константин Петрович — Победоносцев (Константин Петрович) известный юрист и государственный деятель, ДТС, статс секретарь, родился в Москве в 1827 г. По окончании курса в училище правоведения поступил на службу в Московские департаменты Сената; в 1860 1865 годах… …   Биографический словарь

  • Победоносцев Константин Петрович — [21.5 (2.6).1827, Москва, ‒ 10 (23).3.1907, Петербург], русский реакционный государственный деятель, юрист, обер прокурор Синода. Сын профессора Московского университета. Окончил училище правоведения (1846). Служил чиновником в департаментах… …   Большая советская энциклопедия

  • ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович — (1827 1907) российский государственный деятель, ученый правовед. Преподавал законоведение и право наследникам престола (будущим императорам Александру III и Николаю II). В 1880 1905 обер прокурор Синода. Играл значительную роль в определении… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Победоносцев, Константин Петрович — ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович (1827 1907), российский государственный деятель, ученый правовед. Преподавал законоведение и право наследникам престола (будущие императоры Александр III и Николай II). В 1880 1905 обер прокурор Синода. Играл… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Победоносцев, Константин Петрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Победоносцев. Константин Петрович Победоносцев …   Википедия

  • Победоносцев Константин Петрович — (1827 1907), государственный деятель, учёный правовед. Преподавал законоведение и право наследникам Российской престола (будущие императоры Александр III и Николай II). В 1880 1905 обер прокурор Синода. Играл значительную роль в определении… …   Энциклопедический словарь

  • ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович — (21.05(2.06). 1827 Москва 10(23).03.1907, Петербург)    социолог, правовед, политический деятель, публицист. Сын проф. словес ности Московского ун та, внук священника. Получ; образование в училище правоведения, по окончании к рого в 1846 г.… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Победоносцев Константин Петрович — I известный юрист и государственный деятель, ДТС, статс секретарь, род. в Москве в 1827 г. По окончании курса в училище правоведения поступил на службу в московские департаменты сената; в 1860 65 гг. занимал кафедру гражданского права в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Победоносцев, Константин Петрович — (1827 1907)     государственный деятель, публицист, педагог. Почетный член Российской и Французской академий наук. Сенатор (1868), член Государственного совета (1872), обер прокурор Синода (1881). Преподавал законоведение членам царской семьи, в… …   Педагогический терминологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»