ПИРОГОВ Николай Иванович

ПИРОГОВ Николай Иванович

[13(25). И.1810, Москва, — 23.11(5.12). 1881, с. Вишня, ныне в черте Винницы], анатом. хирург, педагог, обществ. деятель, ч.-к. Петерб. АН (1846). В 1828 окончил мед. ф-т Моск. ун-та, готовился к профессуре (1828—32) при Дерптском ун-те, затем на 2 года был направлен в Германию (Берлин, Гёттинген) для науч. и проф. совершенствования. С 1836 проф. Дерптского ун-та, с 1841 — Медико-хирургич. академии в Петербурге. Был организатором помощи раненым в воен. действиях на Кавказе (в 1847) и в период Крымской войны (1854—55). С 1856 занимал должность попечителя Одесского уч. округа, с 1858 — Киевского. С последнего поста уволен в марте 1861. В 1862—66 руководил занятиями молодых учёных, направленных для подготовки к профессорской деятельности за границу (Гейдельберг). С 1866 в отставке, жил в своём имении в с. Вишня. В 1870 и 1877 по просьбе Об-ва Красного Креста во время франко-прус. и русско-тур. войн выезжал в действующую армию для оказания помощи раненым и больным. В мае 1881 в Москве торжественно отмечено 50-летие науч. и практич. деятельности П., он был избран почётным гражданином Москвы.

Своё пед. кредо П. выразил в ст. «Вопросы жизни» («Морской сборник», 1856, № 9). Показав нелепость сословного воспитания, разлад между школой и жизнью, П. выдвинул в качестве гл. цели воспитания формирование высоко-нравств. личности, готовой отрешиться от эгоистич. устремлений ради блага общества. Формирование личности, считал он, требует осуществления принципов гуманизма и демократизма на всех ступенях и во всех формах воспитания и обучения. Система образования, обеспечивающая развитие личности, должна строиться на науч. основе, начиная от начальной и кончая высш. школой, так, чтобы одно уч. заведение служило базой для другого и, вместе с тем, давало знания для практич. жизни. Содержание образования и организация уч. работы должны обеспечить развитие умственных способностей, приобретение широких знаний, планомерную подготовку ума к самостоят. деятельности. Спец. образование может строиться только на основе общего, гл. задача к-рого — составлять постепенное развитие умственных способностей учащегося, восприимчивости к разл. областям знания. Важную роль отводил методам обучения, подчёркивая, что результативен только такой способ преподавания, в к-ром активен и учитель и ученик, когда учитель умеет активизировать все духовные (не только умственные) силы учащегося. Отсутствие способности владеть вниманием воспитанников П. расценивал как источник неудач пед. воздействий. Большое значение он придавал умению учителя учитывать индивидуальные различия в характере и способностях учеников. Успех обучения П. ставил в зависимость от 4 осн. факторов — личности ученика, личности учителя, индивидуального подхода, особенности уч. предмета.

Задачи обучения П. считал подчинёнными воспитанию и нравств. развитию личности. Анализируя сущность воспитания как сознат. управления процессом формирования личности, П. называл в качестве безусловного руководящего принципа уважение к ребёнку. Необходимым условием успеха в воспитании считал изучение особенностей дет. природы, закономерностей психич. и физич. развития ребёнка, а также знание индивидуальных свойств каждого воспитанника. Важнейшую воспитат. роль он отводил личности воспитателя, отмечая, что высокая нравственность педагога — основа нравственности ребёнка. Большой нравств. потенциал видел в развитии познават. интересов. В процессе воспитания гл. внимание П. уделял выработке высоких нравств. убеждений и цельного мировоззрения. Стремление к моральному самосовершенствованию требует большой внутр. работы над собой, умения вглядываться в свой внутр. мир, честно признавать свои ошибки и недостатки. Взгляды П. оказали большое влияние на развитие рус. пед. мысли и получили большой обществ. резонанс. Выдвинутые им принципы получили развитие как в творчестве его современников (К. Д. Ушинский, Н. X. Вессель, В. Я. Стоюнин и др.), так и в деятельности передовых представителей науки следующих поколений, способствовали возникновению широкого движения за изучение ребёнка и разработке науч. основ воспитания и обучения.

Соч.: Собр. соч., т. 1—8, М., 1957—62; Избр. пед. соч., вступ. ст. В. 3. Смирнова, М., 1953; Избр. пед. соч., вступ. ст. А. Н. Алексюк и Г. Г. Савенок, М., 1985.

Лит.: Волкович В. А., Друг человечества Н. И. Пирогов, СПБ, 1910; Памяти Н. И. Пирогова. Сб. ст., [СПБ, 1911]; Совр. значение пед. идей Н. И. Пирогова [Сб. ст.], СПБ, 1911; Красновский А. А., Пед.идеи Н. И. Пирогова, М., 1949; [Д и с n p о в Э. Д.], Н. И. Пирогов — зачинатель обществ.-пед. движения 60-х гг., в кн.: Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. 2-я пол. XIX в., М., 1976; Никольская А. А., Роль Н. И. Пирогова в рус. пед. психологии, ВП, 1982, № 1; с ё ж е, Н. И. Пирогов: нравственный человек — цель воспитания, СП, 1990, № п. л. д. Никольская.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ПИРОГОВ Николай Иванович" в других словарях:

  • Пирогов, Николай Иванович — (1810 1881) один из величайших врачей и педагогов наст. столетия и по сие время самый выдающийся авторитет по военно полевой хирургии. П. родился в Москве, дома получил первоначальное образование, затем учился в частном пансионе Кряжева… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Пирогов, Николай Иванович — Николай Иванович Пирогов. ПИРОГОВ Николай Иванович (1810 81), врач, естествоиспытатель, педагог, основоположник военно полевой хирургии в России и анатомо экспериментального направления в хирургии. Участник Севастопольской обороны (1854 55),… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Пирогов Николай Иванович — Пирогов (Николай Иванович, 1810 1881) один из величайших врачей и педагогов настоящего столетия и по сие время самый выдающийся авторитет по военно полевой хирургии. Пирогов родился в Москве, дома получил первоначальное образование, затем учился… …   Биографический словарь

  • Пирогов Николай Иванович — [13(25).11.1810, Москва, ‒ 23.11(5.12).1881, с. Вишня, ныне в черте Винницы], русский учёный, врач, педагог и общественный деятель, член корреспондент Российской АН (1847). Родился в семье мелкого служащего. В 1828 окончил медицинский факультет… …   Большая советская энциклопедия

  • Пирогов Николай Иванович — (1810—1881), врач, педагог и общественный деятель, член корреспондент Петербургской АН (1847). Окончил медицинский факультет Московского университета (1828). С 1841 в Петербурге, профессор МХА (ныне Военно медицинская академия; мемориальная… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • ПИРОГОВ Николай Иванович — (1810 81) российский хирург и анатом, педагог, общественный деятель, основоположник военно полевой хирургии и анатомо экспериментального направления в хирургии, член корреспондент Петербургской АН (1846). Участник Севастопольской обороны (1854… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Пирогов Николай Иванович —       (1810 1881), врач, педагог и общественный деятель, член корреспондент Петербургской АН (1847). Окончил медицинский факультет Московского университета (1828). С 1841 в Петербурге, профессор МХА (ныне Военно медицинская академия; мемориальная …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Пирогов, Николай Иванович — Запрос «Пирогов» перенаправляется сюда; об однофамильцах см. Пирогов (фамилия). Николай Иванович Пирогов …   Википедия

  • Пирогов Николай Иванович — (1810 1881), хирург и анатом, педагог, общественный деятель, основоположник военно полевой хирургии и анатомо экспериментального направления в хирургии, член корреспондент Петербургской АН (1846). Участник Севастопольской обороны (1854 55),… …   Энциклопедический словарь

  • Пирогов Николай Иванович — Николай Иванович Пирогов Дата рождения: 13 (25 ноября) 1810 года Место рождения: Москва Дата смерти …   Википедия

  • Пирогов Николай Иванович — Памятник Н. И. Пирогову. Москва. Пирогов Николай Иванович (1810, Москва — 1881, село Вишня, ныне в г. Винница), врач, естествоиспытатель и педагог, один из основоположников научной хирургии, член корреспондент Петербургской Академии наук… …   Москва (энциклопедия)


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»