ЛУРИЯ Александр Романович

ЛУРИЯ Александр Романович

[з (16)Л. 1902, Казань, — 14.8.1977, Москва], психолог, д. ч. АПН РСФСР (1947) и АПН СССР (1967), д-р пед. (1937) и мед. (1943) наук, проф. (1944). Окончил Казанский ун-т (1921) и 1-й Моск. мед. ин-т (1937). В 1921—34 на науч. и пед. работе в Казани, Москве, Харькове. С 1934 работал в Н.-и. учреждениях Москвы. В годы Вел. Отеч. войны науч. руководитель восстановит, госпиталя (г. Кисегач). С 1945 проф. МГУ, с 1966 зав. кафедрой нейро- и патопсихологии ф-та психологии МГУ.

Ранние иссл. аффективных состояний принесли Л. широкую известность; предложенная им «методика сопряжённых моторных реакций» положила начало многочисл. эксперим. работам в нашей стране и за рубежом. Следуя идеям Л. С. Выготского, разрабатывал культурно-ист. концепцию развития психики, участвовал в создании теории деятельности. На этой основе Л. развивал идею системного строения высш. психич. функций, их изменчивости, пластичности, подчёркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в разл. видах деятельности. На модели разл. познават. процессов (прежде всего памяти и мышления) Л. изучал переход от внеш. способов опосредования психич. процессов к внутренним; эта линия иссл. представляет собой одно из гл. направлений дет. психологии. Л. показана важнейшая роль в организации познават. процессов речи и овладения понятиями в онтогенезе как у детей, так и у взрослых- в условиях изменения их культурного уровня. Л. исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психич. развитии человека. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод. Л. внёс в него существенные изменения, проводя эксперим.-генетич. изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психич. функций у одного из близнецов. Показал, что соматич. признаки индивида в Значит. степени обусловлены генетически, элементарные психич. функции (напр., зрит. память) — в меньшей степени, а для формирования высш. психич. процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания.

В области дефектологии Л. развивал объективные методы иссл. аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиол. изучения детей с разл. формами умственной отсталости послужили основанием для их классификации, имеющей важное значение для пед. и мед. практики.

Л. создано новое психол. направление — нейропсихология, ныне выделившееся в спец. отрасль психол. науки и получившее междунар. признание. Его начало было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга, в частности в результате ранения («Травматич. афазия», 1947; «Восстановление функций мозга после воен. травмы», 1948; «Высш. корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга»). Л. разработана теория локализации психич. функций, сформулированы осн. принципы динамич. локализации психич. процессов, создана классификация афазич. расстройств и описаны ранее неизвестные формы нарушений речи. Л. изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психич. процессов, мозговые механизмы памяти.

В последние годы разрабатывал проблемы функциональной асимметрии больших полушарий мозга и теоретич. вопросы психологии. Л. — автор ряда науч.-популярных книг и уч. пособий по психологии. Соч.: Речь и интеллект в развитии ребенка, М., 1927; Речь и интеллект деревенского, городского и беспризорного ребенка, М. -Л1930(ред.); Этюды по истории поведения, М. — Л., 1930 (совм. с Л. С. Выготским); Очерки психофизиологии письма, М., 1950; Речь и развитие психич. процессов у ребенка, М., 1956 (совм. с Ф. Я. Юдович); Мозг человека и психич. процессы, т. 1 — 2, М., 1963—70; Маленькая книжка о большой памяти, М., 1968; Курс общей психологии. Лекции, М., 1970- 1971; Потерянный и возвращенный мир, [М.], 1971; Основы нейропсихологии, М., 1973; Об ист. развитии познават. процессов, М., 1974; Нейропсихология памяти, т. 1 — 2, Ми974—76; Осн. проблемы нейролинг-вистики, М., 1975; О месте психологии в ряду социальных и биол. наук, ВФ, 1977, № 9; Язык и сознание, М., 1979; Этапы пройденного пути, М., 1982; The nature of human conflicts. N. Y., 1932.

Лит.: А. Р. Лурия и совр. психология, Ми982; Christensen A.-L., Lurias neu-ropsychological investigation, N. Y., 1975.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ЛУРИЯ Александр Романович" в других словарях:

  • Лурия, Александр Романович — Дата рождения: 16 июля 1902(1902 07 16) …   Википедия

  • Лурия Александр Романович — (1902–1977) российский психолог, основоположник нейропсихологии в СССР. Исследуя в 20 х гг. аффективные состояния человека (см. аффект), разработал сопряженную моторную методику, выявляющую скрытые аффективные комплексы. В дальнейшем, работая с Л …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЛУРИЯ Александр Романович — (1902 77) российский психолог, один из основателей нейропсихологии, действительный член АПН РСФСР (1947), АПН СССР (1968). Основные труды по исследованию нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга …   Большой Энциклопедический словарь

  • Лурия Александр Романович — [родился 3(16).7.1902, Казань], советский психолог, действительный член АПН РСФСР (1947) и АПН СССР (1968). Профессор МГУ (с 1945), заведующий кафедрой нейропсихологии психологического факультета МГУ (с 1967). Окончил факультет общественных наук… …   Большая советская энциклопедия

  • Лурия Александр Романович — Александр Романович Лурия (16 июля 1902, г. Казань 14 августа 1977) известный советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии, ученик Л. С. Выготского Профессор (1944), доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук… …   Википедия

  • Лурия Александр Романович — (1902 1977), психолог, один из основателей нейропсихологии, действительный член АПН РСФСР (1947), АПН СССР (1968). Основные труды по исследованию нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга. * * * ЛУРИЯ Александр Романович …   Энциклопедический словарь

  • ЛУРИЯ Александр Романович — (1902 1977), советский психолог, один из основателей нейропсихологии. Во множестве книг и статей исследовал влияние неврологических нарушений на психические функции. В двух популярных работах Маленькая книжка о большой памяти (1968) и Потерянный… …   Энциклопедия Кольера

  • ЛУРИЯ Александр Романович — (16(29).07.1902, Казань 14.08.1977, Москва)    психолог, теоретик психологической науки. Окончил Казанский ун т по ф ту общественных наук(1922) и 1 й Московский медицинский ин т (1937). Д р педагогических наук (по психологии, 1937), д р… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Лурия, Александр Романович — Род. 1902, ум. 1977. Психолог, специалист по исследованию нарушений высших психических функций при локальных поражениях мозга. Стоял у истоков нейропсихологии. С 1947 г. академик АПН РСФСР, с 1968 г. АПН СССР …   Большая биографическая энциклопедия

  • Лурия, Александр Романович — (1902 1977)     психолог, действительный член АПН РСФСР (1947) и АПН СССР (1967), д р педагогических (1937) и медицинских (1943) наук. Вёл научную и преподавательскую работу в Казани, Москве и Харькове. С 1945 профессор МГУ (с 1966 зав. кафедрой… …   Педагогический терминологический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»