ВЕНТЦЕЛЬ Константин Николаевич

ВЕНТЦЕЛЬ Константин Николаевич

[24.11(6.12).1857, Петербург, — 10.3.1947, Москва], педагог, теоретик и пропагандист. свободного воспитания. Учился в Технол. ин-те (1875—76) и Петерб. ун-те (1876—77). С 1880 участник рев. народнич. движения (в 1885 арестован в Воронеже, выслан). С 1891 работал в статистич. отделении Моск. гор. управы. С 1919 в Воронеже: преподавал в пед. техникуме и ун-те, был организатором и преподавателем Ин-та нар. образования. С 1922 в Москве, на пенсии.

В кн. «Этика и педагогика творческой личности» (т. 1—2, 1911—12) В. выделял 3 важнейшие сферы человеческой деятельности: этическую, направленную на осуществление нравств. идеала; педагогическую, имеющую в виду воспитат. задачи; политическую, задача к-рой — изменение форм обществ. жизни. Подчёркивая взаимообусловленность этих видов деятельности, на первый план выдвигал задачу нравств. совершенствования личности.

Пед. взгляды В. развивались в русле педоцентризма. Совм. с членами комиссии по организации семейных школ Пед. об-ва при Моск. ун-те (О. В. Кайданова, И. И. Горбунов-Посадов, M. M. Клеч-ковский, Н. В. Чехов и др.) разрабатывал основы и принципы свободной школы и свободного воспитания. Гл. задача воспитания — развитие творческой, независимой, самобытной личности, чувствующей свою неразрывную связь и солидарность со всем человечеством. Гл. средство нравств., умственного и физич. развития — творческий производит, труд. В. детально разработал принципы организации воспитат.-образоват. учреждения — Дома свободного ребёнка и пытался реализовать их в Москве (1906—09).

После Февр. революции 1917 социальный переворот мыслил в единстве с пед. революцией, к-рую трактовал как кардинальную реформу воспитания и образования, создающую условия для свободного развития личности. В работах «Как бороться с милитаризмом», «Современный момент и свободное воспитание» и «Отделение школы от государства и декларация прав ребёнка» (1918) обосновал принцип автономии школы от гос-ва, позволяющий организовать независимое, самоуправляющееся, доступное и бесплатное уч.-воспитат. учреждение, к-рое будет находиться в ведении общин или свободных союзов граждан. Ставя общечеловеческие ценности над классовыми, считал, что школа не должна служить орудием осуществления полит. задач.

В «Декларации прав ребёнка» (одной из первых в мировой практике) в 1917 провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права (в т. ч. на развитие своих способностей и дарований, воспитание и образование, свободное выражение мыслей, создание дет. орг-ций и объединений и др.). Наказания заменялись мерами просветительского характера. наиб. критику вызвали положения, касающиеся права ребёнка выбирать себе воспитателей, уходить от родителей в случае дурного обращения, не посещать школу в принудит, порядке. Не учитывалось, что В. имел в виду не разрушение семьи и школы, а недопустимость противоправных действий в отношении детей и необходимость предоставления им возможностей активно проявлять свою жизненную позицию.

После Окт. революции выступал против всех форм милитаризации и подавления личности. В 1917—22 разрабатывал принципы построения единой трудовой школы РСФСР. После резкой критики своей пед. концепции, к-рую назвали вредной и реакц. утопией, содействующей контрреволюции и буржуазии (1922), отошёл от активной пед. деятельности. В 20—30-е гг. труды В. посвящены развитию гуманистич. традиций отеч. философии, созданию религии творческой личности, основанной на культе ребёнка и понимаемой им как творческое и сознательное устремление духовно освобождённого человека к высш. нравств. идеалам [неопубл. работы: «Творческое жизнепонимание в христианстве и толстовстве» (1926), «Философия творческой воли» и «Луч света на пути творчества» (1937)].

Разрабатывал новое направление в воспитании — космич. педагогику, высш. цель к-рой — полное освобождение и раскрепощение личности, обладающей собств. нравств. религией и осознающей себя Гражданином Вселенной. Космос (или ноосфера, по В. И. Вернадскому) трактовался В. как целостное единство вселенской жизни и регулятор человеческого общества. Важнейшим нравств. императивом выступало утверждение воспитанником роли своей личности в Космосе, стремление понять его законы.

Мн. идеи свободного воспитания (уважение к личности; создание школы-общины, организованной на принципах самоуправления; творческий характер производит, труда; связь образоват. деятельности с жизнью, природой и др.) нашли применение в строительстве сов. школы.

Соч.: Осн. задачи нравств. воспитания, М., 1896; Борьба за свободную школу, М., 1906; Этика и педагогика творч. личности, т. 1 — 2, Ми911 —12; Как создать свободную школу. (Дом свободного ребенка), M.; Новые пути воспитания и образования детей, M.; Теория свободного воспитания и идеальный дет. сад, П. — M.; Освобождение ребенка, M.

Лит.: Чехов Н. В., К. Н. Вентцель (1857 — 1947). [Некролог], НШ, 1947, № 5; Королев Ф. Ф., К. Н. Вентцель — виднейший представитель свободного воспитания (1857—1947), СП, 1964, № 4; Винокуров С. В., Пчельников Т. С., К. Н. Вентцель, в кн.: Видные рус. педагоги в Воронежском крае, Воронеж, 1972; М и — х а и л о в а М. В., Дом свободного ребенка, СП, 1983, № 4.

М. В. Михайлова, Н. В. Богуславский.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». . 1993.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ВЕНТЦЕЛЬ Константин Николаевич" в других словарях:

  • ВЕНТЦЕЛЬ Константин Николаевич — (1857 1947) российский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. С нач. 20 х гг. отошел от педагогической деятельности …   Большой Энциклопедический словарь

  • Вентцель Константин Николаевич — [24.11(6.12).1857‒10.3.1947, Москва], русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. В студенческие годы участвовал в революционном движении, отбывал тюремное заключение (1885‒87). В годы 1 й мировой войны выступал против… …   Большая советская энциклопедия

  • Вентцель, Константин Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вентцель. Вентцель Константин Николаевич (имя по метрической книге Константин Ромео Александр) (24 ноября 1857 10 марта 1947) педагог. Вентцель Константин Николаевич Вентцель Константин …   Википедия

  • Вентцель Константин Николаевич — (1857 1947), педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. С начала 20 х гг. отошёл от педагогической деятельности. Разрабатывал новое направление  «космическую педагогику», высшая цель которой  раскрепощение личности, осознающей себя… …   Энциклопедический словарь

  • Вентцель, Константин Николаевич — (род. 1857) педагог, известный как один из крупнейших защитников свободного воспитания. Цель истинного воспитания, по В., содействие беспрепятственному, цельному и гармоническому развитию ребенка, пробуждению в нем творческих сил и способностей.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Вентцель, Константин Николаевич — (1857 1947)     педагог. В русле педоцентризма (см. Детоцентризм) разрабатывал основы свободного воспитания и пытался реализовать их в Московском Доме свободного ребёнка (1906 09). Общечеловеческие ценности ставил выше классовых, считал, что… …   Педагогический терминологический словарь

  • ВЕНТЦЕЛЬ Константин Николаевич — (1857 1947) русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. Его основные работы: «Современный момент и свободное воспитание», «Декларация прав ребенка», «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад», «Основные задачи… …   Педагогический словарь

  • ВЕНТЦЕЛЬ — Константин Николаевич (1857 1947), педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания в России. Разрабатывал космическую педагогику, высшая цель которой раскрепощение личности, осознающей себя Гражданином Вселенной. С начала 20 х гг. отошёл… …   Русская история

  • Вентцель — Вентцель  фамилия. Известные носители: Вентцель, Елена Сергеевна (1907 2002)  российский математик, педагог. Вентцель, Димитрий Александрович (1998 1955)  учёный в области внешней и внутренней баллистики; действительный член… …   Википедия

  • ВЕНТЦЕЛЬ — Константин Николаевич [24.11(6.12).1857, Петербург, 10.3.1947, Москва], педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. Учился в Технол. ин те (1875 76) и Петерб. ун те (1876 77). С 1880 участник рев. народнич. движения (в 1885 арестован… …   Российская педагогическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»